Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством применения инновационных технологий обучения

Симбирцева Надежда Виньяминовна

 Мангистауская область, город Актау,                   

 преподаватель русского языка

Мангистауского  гуманитарного колледжа

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках                      русского языка посредством применения инновационных технологий        обучения» 

Я хочу начать свой доклад со слов поэта Петра Калиты:

Меняется мир непрерывно, неспешно

Меняется все ­ от концепций до слов

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов.

Учитывая, что образование в Казахстане держит путь на обновление, учителю, чтобы идти в ногу со временем и вести за собой подрастающее поколение самому необходимо обновлять свои методы и приемы, внедрять в учебный процесс все новинки науки.

Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся, обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика; расширяют возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика; позволяют моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребенку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Также в процессе использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) на уроках русского языка и литературы формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведение уроков русского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность

В усилении процесса обучения особую  роль приобретают приемы активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии,формы самостоятельной работы, задание творческого характера и др.

То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и  активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.

Учеными давно доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся  осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти.

Только четверть услышанного остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Применение средств ИКТ на уроках ­ эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и совершенным

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в  соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточняю: где и когда буду использовать информационные технологии;
  • согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:

  • практический (выполнение упражнений учебника);
  • репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
  • объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
  • наглядный (демонстрация);
  • эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
  • исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней)
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор)

Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:

  • при наличии компьютера, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

При использовании интерактивной доски у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расопложить его в нужной последовательности и поместить, как минимум на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. С помощью ресурсов интернета выполняют задания:

 

Творческого характера Исследовательского характера
сочинения, статьи, рисунки, фотографии (например, оформление сборника стихов любого поэта «серебрянного века» с использованием технологий обработки информации) Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника)

 

На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). исопльзовани етестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

Выполняя домашнее задание, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации учащимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов) активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются поразным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь все уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, можно использовать не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества.

Главное пробудить у учащихся на уроках эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание считаю необходимо  уделять организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят  к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты): Сб.статей: Лингводидактический поиск на рубеже веков. –М., 2000.–С.8

2.Касьянова В.П. Использование новых технологий при  обучении русскому языку на начальном этапе.

3.Акиф Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся// Вестник ТГПУ, 2012 -№5 – с.197-202

4.Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008, – с.253

5.Буткин Г.А., Володарская И.А., Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся //Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980 – с. 67-87

6.Горшкова О.О. Самостоятельная работа  как фактор формирования познавательной активности студентов// Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007г.  41 с.31-34

7.Корнеев В.П. Дидактические условия формирования познавательных интересов Автореферат диссертации на соискание ученой степени.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *