ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ.

КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»

Ученица 10г класса Бегунова Яна Дмитриевна

Тема: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ.

Цели урока: Образовательные:

Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.

Развиваюшие:Анализировать,сравнивать, выделять главное

Воспитательные:. Развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование:

На доске: таблица « Митоз», «Деление клетки»  рисунки в учебнике  71-76.

На столах учащихся: макет схемы «жизненного цикла клетки», макет таблицы «фазы митоза», учебники «Общая биология» 10 класс. Т.Касымбаева К.Мухамбетжанов .

 

Тип урока: Формирование новых знаний.

 

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:приветствие учащихся, готовность к уроку.
  2. Актуализация знаний:мотивация к изучению нового материала.

Ученик:Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии» — «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (откройте учебник на стр. 160).

Фронтальный опрос учащихся:– Назовите самое важное свойство живых организмов? (Размножение или воспроизведение себе подобных)

— Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)

 

— Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)

— Что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)

— Зачем клетка делится? ( У одноклеточных — происходит размножение путем деления клеток, у многоклеточных за счет деления клеток организм растет, развивается, при ранениях организма восстанавливаются поврежденные ткани и органы)

Постановка цели урока:

Знать:

Жизненный цикл клетки , интерфаза , фазы митоза , биологическое значение митоза ,

Типы митоза.

Уметь:

Анализировать ,сравнивать ,выделять главное .

  • Формирование новых знаний.

 

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению «Жизненного цикла клетки» (составление схемы «Жизненный цикл клетки» )

(На столах у каждого ученика лежит макет схемы «Жизненный цикл клетки», который он должен заполнить самостоятельно).

Ученик  демонстрирует готовую схему «Жизненный цикл клетки».

Ученик :Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей, материнской клетки.

-Ребята, а как вы понимаете, что такое «Жизненный цикл клетки» или «Клеточный цикл»?

-Откройте  стр.160учебника и заполните схему.

(Ученики самостоятельно работают с учебником, заполняя схему.)

 

  1. Ученик :Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл  (работа учащихся с макетом схемы)

 

Митотический цикл состоит из 2х фаз:

  1. Интерфаза– период подготовки клетки к делению.
  2. Митоз– деление клетки.

Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 — 20 часов до нескольких суток.

 

  1. Ученик :Интерфаза состоит из 3х периодов (демонстрация схемы)

 

а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал) – демонстрация схемы , текст учебника стр.161.

 

( П – число хромосом С – количество ДНК)

2п 2с

1.Образование рибосом

  1. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
  2. Синтез АТФ

4.Деление митохондрий

5.Синтез ферментов 6. Рост клетки

 

б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. ( схема на стр. 161)

2п 4с

1.Удвоение (редупликация ДНК)

2.Синтез белков – гистонов

  1. Сборка второй хроматиды

 

в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.

2п 4с

1.Синтез белка

  1. Синтез АТФ

3.СинтезРНК

  1. Удвоение массы цитоплазмы

 

Слайд 3. «Интерфаза».

Ученик: (зачитывает вывод  и демонстрирует строение хромосомы (рисунок), состоящей из двух хроматид)

 

Ученик : Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого из одной материнской образуется две дочерние клетки с таким же набором хромосом (диплоидным-двойным) как и в материнской клетке(.Обьяснение процессов и названий фаз митоза)

Ученики самостоятельно заполняют таблицу в тетради «Фазы митоза» 3 колонка, используя учебник на стр165.

 

  1. Вопросы к учащимся:

— Что такое митоз?

— В чем заключается сущность митоза?

 

  1. «Биологическое значение митоза» (ученики конспектируют)

— сохранение идентичного набора генетического материала

— обеспечивает эмбриональное развитие

— рост

— восстановление органов и тканей

— у одноклеточных – форма бесполого размножения

 

  1. Закрепление изученного.
  2. Заполните таблицу:
Фазы Процесс, происходящий в клетке Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c)
Интерфаза (фазы между делениями) Пресинтетический период
Синтетический период
Постсинтетический период ?
Профаза (первая фаза митоза)
Метафаза (фаза скопления хромосом)
Анафаза (фаза расхождения хромосом)
Телофаза (фаза окончания деления)

 

 

  1. Итог урока:

Д/з: Читать конспект урока, п.32. 33.

Оценивание работы учащихся за урок.

Составила и провела:

Ученица Бегунова Яна

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *