Методы педагогических исследований как важный фактор формирования психологической культуры педагога

Жанабаева   Айжан   Бектурбаевна

Мангистауская область, город Актау,                   

преподаватель Мангистауского

 гуманитарного колледжа

 

План-конспект открытого урока по педагогике

Тема: «Методы педагогических исследований как важный фактор формирования психологической культуры педагога»

Цель:

  1. Закрепить, уточнить круг теоретических знаний студентов по проблеме «Методы педагогических исследований»: основные понятия, их сущность, особенность применения.
  2. Развивать способность к самостоятельному мышлению , к логическому построению собственных суждений.
  3. Учить теоретические знания переносить на решение  конкретных практических задач и ситуаций.
  4. Развивать гибкость языка, глубину ума, воспитывать культуру речи.

Методы и приемы: вопрос-ответ, практические упражнения, беседа, изучение и анализ опыта работы педагогов-новаторов. Изучение продуктов ученического творчества.

Тип урока: комбинированный

Материалы к уроку: карточки-задания, статья из научно-методического журнала, работы младших школьников, карточки – жетоны к практическому упражнению.

                                                            

План

  1. Вводная часть (3-5 мин)
  2. Основная часть (80 мин.)

-интеллектуальная разминка

-терминологический диктант

-закрепление и совершенствование ранее полученных знаний (работа по карточкам).

— Упражнение «Чувства в педагогике»

  1. Заключительная часть (5 мин.)

— итоги урока, оценивание деятельности учащихся на уроке,

— домашнее задание.

 

1.Вводная часть

организационный момент, сообщение целей, задач урока.

2.Основная часть

Задание 1. ДАТЬ ТОЛКОВАНИЕ УТВЕРЖДЛЕНИЯМ:

-Как вы понимаете его содержание? Объясните,

-Согласны или нет с данным утверждением ? Почему?

«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Бомбек)

«Образование не дает ростков в душе , если оно не проникает до значительной глубины». (Протагор)

«Цель позитивно мыслящих родителей – развить в детях дух соперничества, а не покорности!» (Хазиева)

«Если вы подозреваете, что ваш ребенок может начать «торговаться», значит, есть смысл в первую очередь поработать над улучшением ваших взаимоотношений» (Хазиева).

В процессе работы оценивать суждения студентов, направлять , ориентировать на результат,корректировать.

Задание 2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСИКЙ ДИКТАНТ.

1.Наблюдение

2.Метод изучения продуктов ученического творчества.

3.Беседа.

4.Метод изучение передового педагогического опыта.

5.Интервьюирование.

Задание 3. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.

Каждой рабочей группе предлагается задание – карточка с комплексом проблемных вопросов теоретического и практического характера. Дается 5-10 мин.  на его проработку, в работу включается каждый студент. В процессе выполнения задания в зависимости от работоспособности провести упражнение «Чувства в педагогике».

      Карточка – задание № 1.

  1. Какие виды наблюдений за испытуемым различают, в чем отличие между ним?
  2. Раскройте условия эффективности применения данного метода.
  3. В чем достоинства и недостатки данного метода?
  4. Практическое задание: составьте план-карту наблюдения за учащимися 1-го класса с целью определения его способности к обучению, к усвоению учебного материала. Укажите в карте основные аспекты по которым будете вести наблюдение. (1,2,3…)

Карточка-задание №2

Студентам дается распечатка статьи из журнала «Среднее специальное образование» по проблеме «Передовой педагогический опыт педагога В. Шаталова»:

Вопросы:

1.Как Шаталов в своей педагогический практике предлагает сделать процесс усвоение и осмысления учебного материала более осмысленным , осознанным (опишите).

2.Каких умений требует данный метод от педагогов , использующих его в своей работе.

3.Как вы думаете,  возможно ли на уроках в начальной школе применить данный метод? Как? Приведите пример. В чем преимущество данного метода в сравнении с традиционными: пересказ, работа с книгой и т. д.

Карточка-задание №3

1.Что мы относим к продуктам ученического творчества? Как вы понимаете высказывание : « творение указывает на творца» ?

2.Как вы думаете необходимо ли планировать и корректно использовать данный метод?

3.Практическое задание: какую информацию об исследуемом субъекте вы можете получить по предложенным к анализу образцам.

Карточка – задание №4

  1. Почему беседа является очень сложным и не всегда надежным методом педагогического исследования?
  2. 2.Как вы думаете каковы условия правильного использования данного метода?
  3. Практическое задание: составьте план беседы с ребенком, в которой  выявляются его интересы, склонности, характер, увлечения, отношение  к себе и окружающим.

3.Заключительная часть

Ответы учащихся по карточкам оцениваются  по определенным критериям (на доске таблица с критериями оценивания ответов), делается вывод, подводится итог урока:

— Каково значение МПИ в рамках проблемы повышения педагогической культуры педагога?

—  Что нового и значимого вы почерпнули каждый для себя с сегодняшнего урока?

—  Объясняется домашнее задание, даются разъяснения. Выставляются оценки за урок.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *