Михаил Зощенко «Не надо врать»

Урок литературного чтения в 4 классе

 

Учитель начальных классов

средней школы № 29

г. Астаны

Мухантаева Шолпан Сапарбековна

 

Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать»

Тип урока: Урок – игра «Мудрые советы»

Учебные задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать»
  • ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»;
  • учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям)
  • учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
  • отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

  • проследить идею автору, определить учащимися важность умения говорить правду в любых жизненных ситуациях;
  • определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
  • выделять смысловые части рассказа;
  • выразительно читать текст.

Планируемые результаты:

Ориентироваться в тексте, быстро находить нужные эпизоды, характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Формулировать учебную задачу, рефлексировать по поводу своих успехов. Выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения.

Оборудование:

  • текст рассказа;
  • презентация (иллюстрации);
  • тесты.

Ход урока

1.Организационный момент.

1)Позитивный настрой «Концентрация на свет»

Пожалуйста, сядьте удобно. Расслабьтесь, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все больше и больше распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее  и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду.… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…  Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2)Формулировка учебной задачи:

-Если вы гуляли в шапке,

А потом она пропала,-

Не волнуйтесь, дома маме

Можно что-нибудь соврать.

Но старайтесь врать красиво,

Чтобы, глядя восхищенно,

Затаив дыхание, мама

Долго слушала вранье. (Григорий Остер)

-Что вас рассмешило?

-О чем говорит автор? (дает совет)

-Хороший ли совет, дельный? Вы его принимаете?

-Знаете ли вы произведения, в которых герой использует вранье, прибегает ко лжи?

– Посмотрите на доску и прочтите: «Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.» 

– Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен обладать человек?

(Нужно быть отзывчивым, добрым честным.)

– А какими качествами должен обладать ученик на уроке?

(Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т.д.)

2.Знакомство с биографией М. Зощенко

-Мы сегодня будем работать над рассказом М. Зощенко «Не надо врать». М. Зощенко родился 29 июля 1895 года в Санкт- Петербурге в семье художника. В семье было 8 детей. В 1913 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.  В 1920-1921 г появились первые его рассказы. М. Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыты». Он весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них такие рассказы как «Елка», «Не надо врать». Сегодня мы продолжим изучать мудрые советы Зощенко. Я предлагаю вам стать реальными участниками тех событий, о которых идет речь в рассказе «Не надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Какую учебную задачу мы можем спланировать? (лучше узнать героев, понять их мысли и чувства, выявит главную мысль произведения)

4.Работа с текстом.

1.Чтение рассказа учащимися.

2.Первичное закрепление.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какова тема рассказа?

-Что о вас может рассказать ваш дневник?

-Какова идея рассказа?

– Откройте произведение и зачитайте первый абзац рассказа.

– От чьего имени ведётся повествование?

(От имени автора)

– А в событиях рассказа автор принимает участие?

(Принимает)

– Автор ведёт рассказ от своего имени и принимает участие в событиях рассказа, как его можно назвать?

(автор-рассказчик, автор-герой произведения)

– С какого события начинается рассказ?

(Автор-рассказчик знакомит нас с маленьким мальчиком)

– Что можно сказать об этом мальчике?

(Это маленький мальчик, который учился в подготовительном классе гимназии.)

– Перечитайте ещё раз. Как зовут мальчика?

(Минька)

– Что впервые заставило мальчика пойти на обман?

( Это была его первая единица и он ещё не знал, что за это бывает.)

  1. Чтение по ролям

-Прочитайте по ролям разговор отца с сыном.

– Перескажите эпизод, где мальчик рассказывает о том, что произошло с его дневником.

– Ребята, скажите, что такое ложь? (Ложь – это утверждение, не соответствующее истине)

  1. Работа в группах

-Работать будем в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У каждой группы будет один из героев произведения, которого вам надо защитить или оправдать в сложившейся ситуации – мысленно ставите себя на место вашего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают бонус. Кто наберет больше всех бонусов, получает хорошую оценку.

1 группа – Минька

Вопросы:

-Дайте портретную характеристику Миньке.

-Каким вы увидели Миньку?

-Почему была получена единица?

-Почему мальчик не решился сказать правду сразу?

-Как вы оцениваете поведение главного героя?

2 группа – Леля

-Кто такая Леля?

-Какой была Леля по характеру?

-Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет вранье?

-Почему папа рассердился на Лелю?

-Оцените поступок Лели?

3 группа – учитель

-Что вы знаете о работе учителя?

-Какой была учительница Миньки?

-Как она относится к поступкам Миньки?

-Как ведет себя учительница при разговоре с папой?

-Оцените поступок учительницы

  1. 6. Выводы и обобщения

-Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и черный цвет, но учится различать их оттенки, особенно в человеческих отношениях.

-Какие главные слова были сказаны папой Лели и Миньки, которые мы тоже должны запомнить? Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.

-Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?

-Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно?

  1. Рефлексия

-Понравилась ли вам работа на уроке?

-Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудным?

-Оцените свои достижения, посчитав все бонусы (объявляется победитель)

  1. Домашнее задание

-Вспомните подобные ситуации из своей жизни и напишите об этом мини-сочинение.

10.Исполнение Песни про совесть (на мотив песни «Голубой вагон»)

11.Заключительная минутка урока.

-А теперь закройте глазки и вспомните все то, о чем мы сегодня говорили. Надо всегда поступать по совести. Что бы ни случилось в вашей жизни, нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным. И на душе у нас от того, что мы признались и сказали правду, становится легко и светло. Постарайтесь это запомнить. А теперь откройте глазки. Спасибо за урок!

[bws_related_posts]

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Яндекс.Метрика