Осьминоги , кальмар, каракатица.

octopus-161468_640  Бобровская Наталья Дмитриевна учитель биологии 2 категории  Шидертинской  средней общеобразовательной  школы г. Экибастуза.

Осьминоги , кальмар, каракатица.

Цель: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, их особенностями и  внешним строением, значением  в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:
– Познакомить учащихся с классом Головоногие моллюски, их особенностями и внешним строением.

Развивающие:
– Развивать биологический кругозор учащихся,
– Развивать коммуникативные навыки учащихся,
– Развивать у учащихся умение грамотно делать выводы.

Воспитательные:
– воспитание экологической грамотности и любви к живой природе

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

Здравствуйте ребята! Садитесь!

  1. Опрос домашнего задания:

«Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам (Тест раздается каждому ученику)

Тест

  1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:

а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.

 

  1. Тип насчитывается:

а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.

 

  1. Раковина моллюсков состоит:

а) только из извести, б) из извести и рогового вещества,

в) только из рогового вещества.

 

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу,

б) голову со щупальцами и туловище, в) туловище и мускулистую ногу.

 

  1. Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечленистое тело, раковину и мантию, объединяют в тип:

а) круглые черви, б) моллюски, в) членистоногие.

 

  1. Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?

а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.

 

  1. Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:

а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.

 

  1. В пищу употребляют:

а) мидий и устриц, б) слизня и живородку,

в) жемчужницу и большого прудовика.

9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:

а) малый прудовик, б) человек, в) собака.

 

10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?

а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов,

б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.

ВСТУПЛЕНИЕ (Учитель): Сегодня мы с вами поплывем в путешествие по соленым морям. Нам в пути необходимо хорошее настроение и товарищеское плечо. Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь , мы  отправляемся в путь.

«С древних времен эти существа покоряли людей. В древней Спарте Вам, как гостю, подали бы угощение «Черный суп», в Италии мясо этого животного фаршированное в шоколаде, а в Японии, в Китае — мясо в сушеном, вареном, маринованном виде. И в России едят…

Вы их не встретите в Черном и Белом морях. Основные их места обитания — моря с высокой соленостью вод (33%).

Вы восторгались умом животного этого класса летом во время чемпионата Мира по футболу. И это был……..? (осьминог Пауль). И наш урок посвящен изучению класса ….?».

Дети записывают тему урока.

 

  1. Изучение новой темы

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов

 Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются  роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием. Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма.

       Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

      Нервная система головоногих моллюсков  высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

У головоногих хорошо развиты органы чувств. Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

Размножение  головоногих моллюсков – это раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком. Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

Записи в тетради (первичное закрепление):

Органы Особенности
Нога Преобразована в щупальца и сифон.
Пищеварительная система
  1. Роговые челюсти
  2. Чернильный мешок
Нервная система Мозг
Кровеносная система Почти замкнутая, трехкамерное сердце.
Органы чувств Хорошо развиты глаза, органы равновесия и химического чувства. Имеются светочувствительные клетки.
Половая система Раздельнополые. Выражен половой диморфизм. Развитие прямое.

(Записи учащиеся делают после объяснения учителя.)

Поведение головоногих моллюсков и их роль в биоценозе. Работа в группах. Учащимся раздаются учебные листы с дополнительным материалом для самостоятельного анализа поведения головоногих моллюсков.

КАЛЬМАР.Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика)

 

ОСЬМИНОГ.На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий раковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-голубые осьминоги. Укус их может быть даже смертельным для человека (рассказ ученика). Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют раковины.

 

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, — шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

     Роль в биоценозе и практическое значение.

Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка.

КАЛЬМАРЫ.По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется  из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

 

КАРАКАТИЦА.В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каракатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каракатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каракатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам

 

ОСЬМИНОГИ  .Употребление осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут пока мышцы щупалец продолжают конвульсировать. Едят осьминогов на Гавайских островах. Часто употребимы осьминоги в средиземноморской кухне. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил.

4.Рефлексия . Мы изучили с вами класс Головоногие моллюски. Давайте проверим, насколько хорошо вы все запомнили.

«Головоногие»

1 наутилус 2 осьминог
3 кальмар 4 каракатица
  1. Иначе его называют «спрут».
  2. Он имеет раковину.
  3. Почему-то его именем называют неуклюжих людей.
  4. Он развивает самую большую скорость передвижения.

Ответы: 1 – №2; 2 – №1; 3 – №4; 4 – №3.

Логическая  задача

«Кто здесь лишний? Почему?»

Виноградная улитка (т.к. живет на суше).

Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу).

Кальмар.

Устрица.( двустворчатый моллюск)

Каракатица.

Осьминог .

6.Подведение итогов урока.

    1. Надо ли изучать тему «Моллюски» в школе, почему?
    2. Довольны ли вы своей работой на уроке?
    3. Довольны ли работой своего отделения на уроке, была ли взаимопомощь?

 

  1. Домашнее задание. Параграф 41.Сообщение «Значение морепродуктов для организма человека.»

 

Урок  биологии  для  7 класса  по  теме «Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их

строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *