Природные зоны Евразии

 Алматинская область
Карасайский район
п.Береке   КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»  учитель по географии  Шабденов Данияр Рахималиевич
 Разработка урока по географии на тему «Природные зоны Евразии»

Цель урока:  рассмотрение общих особенностей размещения природных зон      Евразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; формирование эмоционально — чувственного восприятия окружающего мира.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: беседа с элементами практической работы.

Методы обучения:

— словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа

— наглядные: работа с с картой природных зон, работа с группой ( с карточками – заданиями).

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

1) Дайте общую характеристику рек Евразии

План описания реки: 1. В какой части материка течет река?

  1. Где берет начало река? Куда впадает эта река?
  2. В каком направлении течет река?
  3. Объясните зависимость характера течения рек.
  4. Определите источники питания реки.
  5. Каков режим реки и как он зависит от климата?

2.Проверка пройденного материала

Тест «Внутренние воды Евразии»(письменно на листочках)

Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?

  1. Ганг, Амур, Дунай
  2. Янцзы, Хуанхэ, Волга
  3. Лена, Енисей, Амур
  4. Хуанхэ, Янцзы, Амур

Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?

  1. Амур, Ганг
  2. Ганг, Инд
  3. Хуанхэ, Янцзы
  4. Янцзы, Дунай

Выберите правильное утверждение.

  1. Самая крупная река бассейна внутреннего стока – Волга
  2. Амударья имеет преимущественно дождевое питание
  3. На реках с муссонным режимом половодье весной
  4. Волга летом значительно мелеет

Какие реки имеют ледниковое питание?

  1. Амударья и Сырдарья
  2. Волга и Рейн
  3. Лена и Амур
  4. Енисей и Сена

Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?

  1. Амударья, Амур, Сырдарья
  2. Волга, Лена, Амударья
  3. Волга, Амударья, Сырдарья
  4. Енисей, Лена, Амур

Какие реки замерзают зимой и имеют весеннее половодье?

  1. Амур и Амударья
  2. Волга и Сена
  3. Лена и Амур
  4. Лена и Енисей

В каком озере есть и пресная, и соленая вода?

1) в Байкале

2) в Балхаше

3) в Аральском

4) в Каспийском

Укажите самое глубокое и самое большое озера мира

Байкал, Каспийское

Мы повторили домашнюю работу и знаем, что такое климатический пояс, природная зона. Сегодня мы на уроке поговорим о природных зонах Евразии.

 Изучение нового учебного материала

1) распределите природные зоны с севера на юг (ребята прикрепляют номера по порядку с севера на юг соответствующим зонам)

Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли. Как правило, зоны вытянуты с запада на восток.

Почему происходит такая смена природных зон?

Дело в том, что сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы определяют неравномерное увлажнение разных его частей. Из — за этого зональная структура сильно усложняется, многие зоны не имеют сплошного распространения. Подобно Северной Америке, Евразия наиболее вытянута с запада на восток в умеренных и субарктических широтах, поэтому зоны этих поясов занимают большую часть материка.

Также здесь есть области высотной поясности — смена природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты над уровнем моря.

Горные территории занимают почти половину площади материка. Наиболее отчетливо высотную поясность можно наблюдать на южных склонах Гималаев, обильно увлажненных муссонами, а также на южных склонах Альп.

 Работа учащихся в группах

Предлагаю изучить природные зоны Евразии самостоятельно, работая в группах (выдаются карточки с заданиями)

Сейчас вы должны будете выбрать в каждой группе лидера, спикера и таймера. Результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы , карточки, и выступление спикера.

Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы , путеводные листы, а также таблица природных зон (частично не заполненная). Вам необходимо воспользовавшись путеводным листом, климатической картой и картой природных зон составить краткое выступление, характеризующее предложенную природную зону. На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут +3 минуты (на обсуждение в группе).

Каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записываем самое важное из представляемого материала.

Поверка усвоения материала

В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?  (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).

Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора — широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным направлением воздушных масс  происходит изменения в климате)

Физминута

Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем полезную физминутку. Я буду называть признаки природных зон и природную зону, которой они соответствуют. Если вы посчитаете, что я говорю правильно — сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете.

а) Арктические пустыни;

б) Тундра;

в) Тайга;

г) Широколиственные леса;

д) Степи;

е) Пустыни и полупустыни.

  1. Занимает самую большую область в Евразии.
  2. Зона состоит из хвойных лесов.
  3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
  4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички.
  5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
  6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение — саксаул.
  7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.

Итог урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии

— Взгляните на карту природных зон, назовите природные зоны материка

— Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

— В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

— В какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин

мир

Рефлексия ( раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно)

Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке:

-Мне было интересно

-Я узнал много нового

-Я был равнодушен на уроке

-Я скучал

-У меня хорошее настроение

-Я продолжу изучать природные зоны.

 Выставление оценок

Домашнее задание.  Дайте характеристику природным зонам  поселка Береке плану учебника (с. 312)

План описания природной зоны: 1. Географическое положение зоны

  1. Климатические условия
  2. Почвы
  3. Растительность
  4. Животный

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *