Сложноподчиненные предложения с придаточными места

 И.В. Селивейстрова, учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                                                                              «Топарская средняя школа с дошкольным мини центром»                                                                                                                                                                             с. ТопарБалхашского района Алматинской области

 Урок усвоение новых знаний в 9 классе с казахским языком обучения

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Цель:

1.Формировать умение распознавать придаточные места отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

2. Развивать кругозор , умение употреблять данные предложения в устной и письменной речи , совершенствовать интонационные  и пунктуационные  навыки.

3.Воспитовать патриотизм и трудолюбие.

Методы:  словесный, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование:

  • учебники,
  • таблица «Виды придаточных предложений»,
  • постары
  • карточки с заданиями
  • интерактивная доска

                                                    Ход урока

І . Организационный урок

Деление класса на группы

Учитель просит учащихся  рассчитаться на 1,2,3 и  разделиться на группы.

Учащиеся приветствуют друг друга,  и делятся на 3 группы, выбирают лидера группы

ІІ. Проверка домашнего задиния

Упражнение 340  (взаимопроверка , взаимооценивание в оценочном листе)

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы и исправляют ошибки. Проставляют свои оценки в оценочный лист.

ІІІ. Ориентировочно- мотивационный этап

Цифровой диктант

(Если утверждение верно, ставьте цифру-1, если утверждение не верно, ставьте цифру-0)

1. Грамматическая основа предложения это подлежащее  и сказуемое?

2. Союзы а, но, однако –соединительные?

3.  Обстоятельство – это главный член предложения ?

4. Придаточные времени отвечают на вопросы зачем? С какой целью?

5. Ночь. Золотая осень. Это назывное предложение.

6. Гласных букв в русском алфавите 10.

7. Сложное предложение состоит  из двух и более простых предложений?

8. Союзы являются членами предложения?

9. Антонимы – это слова с противоположным значением.

10. Окончание входит в основу слова.

Правельные ответы  :   1, 1,  0, 0, 1, 0, 0, 1, 1 ,0 . Взаимопрверка – обмен тетрадями.

IV. Новый материал

Слово учителя: В придаточных места в сложноподчинённом предложении придаточная часть указывает на место, где совершается то, о чём говорится в главной части. Придаточные места отвечают на вопросы  где? куда? откуда?  Обычно придаточная часть стоит после главной. Придаточная часть места, стоящая перед главной частью, усиливает смысловое значение главной части.

Запись в тетрадях новых понятий.

Придаточные места отвечают на вопросы где? Куда? Откуда?

Связываются сглавнымпредложением союзными словами где, куда, откуда.

Откуда ветер, оттуда и дождь (Пословица)

Где некогда всё было пусто, голо, / Теперь младая роща разрослась (А. Пушкин).

1.Работа с текстом (Упр.137 стр.109) «Легенда о названии местности Акмолы»

Найти в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными места.

2. Ответить на вопросы: Кем был Акмола би? Что сделали люди после его смерти? Какое сооружение было построено посмертно а честь Акмолы?

Словарная работа:

осенить – прийти, появиться внезапно (говорят об удачной мысли, идее);

пространство – место, где что-нибудь вмещается (переносное значение).

Упражнение 341 (у доски) Из двух простых предложений составить сложноподчиненные с придаточными места, расставляя знаки препинания.

V. Понимание и применение

Работа в группах.

Задание 1: Составление кластера к словугород .

 

 

Город

Задание 2: Составте сложноподчиненные предложения с придаточными места со словами

1 группа        памятники

2 группаулицы

3 группаздание

Задание 3: Запишите предложения, расставьте знаки препинания; определите вид придаточных, средства их связи с главным.  Составить схемы предложений .

1 группа

Я еще не решил, куда поведу приехавших в гости родственников.
Там где прозаик может себе позволит целую страницу, поэт в иных случаях должен удовольствоваться одной строкой.

2 группа

Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3 группа

Некоторые из мелких сочинений А. С. Пушкина так резко ослепительны, что их понимать способен каждый.

Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули её.

VI. Оценивание

Дается формативная оценка уроку, работам групп, качеству знаний по теме на данном этапе , отмечаются успехи и т.д. По итогам  самооценок и взаимооценок оцениваются наиболее активные учащиеся.

Оценочный лист

Ф,И Дом

задан

Цифровой диктант

 

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4  Ак-сть на уроке Итог
1                  
2                  
    5 баллов За правильный ответ 1 балл 3 баллов 3 баллов 3 баллов 3 баллов 5 баллов  

27-24 –баллов «5»,  23-19 –баллов «4» , 18-14 –баллов «3»

 

VII. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Понравился ли вам урок?

Как вы оцениваете свои знания по теме сложноподчиненные предложения с придаточными места?

Ученики отвечают на стикерах . учатся оценивать процесс обучения, определять уровень своих знаний.

VIII. Домашнее заданиеУпражнение  139

[bws_related_posts]

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Яндекс.Метрика