Толерантность –как основа гражданского воспитания на начальной ступени образования

Кдырова Камила Гинаятовна
Махамбетская средняя школа им.Е.Агелеуова
Села Махамбет
Махамбетского района
Атырауской области

Толерантность –как основа гражданского воспитания на начальной ступени образования.

На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов – носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители более 100 этносов и 40 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности.

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой  для взаимопонимания и взаимосближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностные противоречия. В сегодняшнем обществе эти явления затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы «просто и быстро». Последние годы характеризуются  катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведения среди молодёжи и подростков. Растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих молодёжь в экстремистские группировки. Всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. «Жизнь  в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни общества» стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях,  к мэрам больших и малых городов, деревень и поселков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям, воспитывайте и учите наших детей и молодёжь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре,  учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО). По инициативе ЮНЕСКО, 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года – Международным днем толерантности. Слово « толерантность» переводится как «терпимость». Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Бернард Шоу). Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. На сегодняшний день толерантность рассматривается как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это  умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

В Казахстане о толерантности общества говорят очень часто. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно отмечал «толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость», ставил задачу сохранения и развития межэтнического согласия и межконфессионального диалога в обществе. Более того, эти условия признаны необходимыми для достижения страной стратегической цели – вхождения в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира. «Девизом казахстанского председательства будут четыре «Т» — «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренс» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность). Первое – доверие друг другу, в котором мы нуждаемся. Второе – приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. Третье – нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности. Четвертое – отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире всё большую значимость».

Одними из главных факторов обеспечения национального единства в стране являются образование и воспитание молодого поколения казахстанцев на ценностях толерантности и согласия. Но совершенно ясно, что толерантность не является некой данностью социума, а должна взращиваться постоянно и неуклонно, особенно в условиях сложного переходного периода. Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого ученика мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Младший школьный возраст является сензитивным периодом воспитания толерантности:

— интенсивнее происходит процесс общего развития личности; изменятся соотношение нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции своего поведения;

— новообразованием возраста является произвольность психических процессов, рефлексия;

— бурно идет формирование черт личности, её индивидуальности;

— дети могут разносторонне отражать психические свойства других людей на основе собственного опыта взаимодействия с ними, могут считаться с желаниями окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать своё мнение, появляется потребность в социально значимых, ценных, одобряемых взрослыми делах;

— ребенок глубоко переживает свою значимость для других в качестве равноправного партнера;

— продуктивно происходит овладение культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления, мировоззрения личности.

Воспитание толерантности у младших школьников – целенаправленный, планомерно организованный процесс. Это процесс формирования у учащихся терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; процесс развития толерантного сознания, мировоззрения, чувств, свойств личности младшего школьника. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе складывается взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе  к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка принимать другого как значимого и ценного и критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает,

Что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка, воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители – дети – учитель». Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, которые объединили свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Педагогические средства воспитания толерантности у младших школьников выступают необходимым педагогическим инструментом и представляют собой целостную систему, организованную профессионально компетентным педагогом, которая состоит из объектов материальной и духовной культуры, вовлекаемых в процесс формирования терпимости, из преобразующей деятельности воспитанников, социально стимулируемой педагогом; из форм и методов воспитания толерантного сознания, качеств, чувств и поведения и взаимосвязей между выделенными компонентами. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что ведет к взаимному пониманию. «Воспитание детей – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. Макаренко).

Исходя из того, что гражданин – это личность, обладающая правовой и политической культурой, социально активная, творчески мыслящая, ценящая демократические свободы и несущая ответственность за свои поступки, сознающая свое место в социуме, природе, мире, признающая достоинства и инакомыслие других, наша модель воспитательной работы должна способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей. Это – критическое мышление, широта видения мира и признание равноправными и равноценными любые точки зрения, взгляды на мир, умение сочетать свою философию с мнением другого, стремление видеть личностный смысл в любой деятельности, способность защищать свое достоинство, обладание гражданским самосознанием, ответственность за свои слова и поступки. Поэтому основная задача нашей воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить способность максимально реализовать себя, иметь свою гражданскую позицию. В основе такого подхода главной задачей является максимальная реализация своей человеческой сущности, индивидуальности, реализация своих возможностей. Роль школы – создание системы благоприятных условий для осуществления процесса личностного развития и самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к обществу, природе, самому себе.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. За годы независимости у нас в стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, признанного во  всем мире. Все казахстанцы обладают и пользуются всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией страны, государство содействует возрождению, сохранению и развитию языка и культуры каждого казахстанского этноса.  И мы должны помнить – у нас общее будущее, оно зависит от единства всех нас. Не зря говорят: «Если народ един – он непобедим». Настало время, когда стремление к согласию должно стать гражданской позицией каждого казахстанца.

 

Список использованной литературы:

1. Доктрина национального единства Казахстана. Казахстанская правда, № 261-262, 6 ноября 2009 года

2. Обращение Президента Н. Назарбаева по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ. Казахстанская правда, № 8-9, 15 января 2010 года

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование, 2001, № 11-12

4. Ярмарченко Н.Д. Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С. Макаренко: Кн. для учителя. – К.: Рад.шк., 1989

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *