Условия формирования личности умственно отсталого ребёнка

Масимова Сайяра Нуриевна.

Учительница русского языка и литературы.

Каскеленская вспомогательная школа-интернат.

Доклад: «Условия формирования личности умственно отсталого ребёнка».

Формирование личности умственно отсталого ребенка, воспитание у него положительных черт характера, положительных навыков и привычек -одно из ведущих направлений коррекционной работы и, соответственно, одна из основных задач вспомогательной школы. Её решение обеспечивает подготовку выпускника к социальной и трудовой адаптации, активизирует потенциальные возможности и позволяет сделать его, вопреки интеллектуальной недостаточности, достойным членом общества. Трудового коллектива.

В настоящее время при анализе становления личности учащихся вспомогательных школ используется достижения социальной и детской психологии, отражающие в известной мере общие закономерности формирования личности в процессе общения ребенка с окружающими людьми различных социальных групп и коллективов. На этом фоне удается выявить некоторые черты развития своеобразия личности у детей -олигофренов, учитывая. Что там, где перед нами развертывается атипическое, уклоняющееся от нормы развитие, там те же самые закономерности, реализуясь совершенно в другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение. Не являющееся мертвым слепком, фотографическим снимком с типичного детского развития. Важнейшую роль в формировании личности играет его деятельность. Всем ходом истории человечества обусловлено, что развитие личности нормального ребенка протекает в единстве с его биологическим развитием, с созреванием нервно-психических структур мозга.

Личность умственно отсталого ребёнка начинает формироваться в условиях, когда центральная нервная система органически поражена, что проявляется многообразно — в инертности нервных процессов, слабости замыкательной функции коры больших полушарий, снижении активности психики и т д. Эти особенности, названные Л.С. Выготским ядерными признаками умственной отсталости мало поддаются изменению, вследствие чего умственная отсталость является необратимой.

В процессе воспитания и обучения умственно отсталого и становления его социальной личности формируются высшие психические функции: смысловое восприятие, логическая память, мышление, воля, самосознание. Эти вторичные новообразования больше поддаются воздействию, более изменчивы чем «ядерные» признаки, содействуют сглаживанию их проявлений, если условия развития благоприятны. Они-то и должны в основном служить объектом педагогического воздействия.

Первой социальной группой, в которую сразу же попадает умственно отсталый ребёнок, является семья. Если в семье своевременно замечено отставание развитии ребенка, то оттого, какое отношение будет проявлено к нему: терпеливое, равное, педагогически оправданное воспитательное воздействие или чрезмерное опека, негативное отношение взрослых,- будут зависеть многие особенности его личности. Различие отношений порождает соответствующие переживания у ребёнка -дебила. При отношениях первого рода создаются условия для формирования положительных черт личности, при других — возникает чувство беспомощности или своей неполноценности, а это отрицательно влияет на формирование характера. Появлению личностных отклонений уже в дошкольном возрасте может способствовать отрицательные отношение к ребёнку-дебилу его нормально развивающихся сверстников, в общении с которыми во дворе, в детском саду обнаруживается его отставание в речи, умении играть, поведении в целом.

Новым испытанием для умственно отсталого ребёнка является поступление в массовую школу, в которой, особенно при современной программе, сразу проявляется его интеллектуальное отставание от сверстников, не умение в условиях массовой школы использовать помощь педагога, отсутствие инициативы. Особенности социальной ситуации, отрицательной для развития личности умственно отсталого ребёнка, усугубляется негативным к нему отношением учителя массовой школы и могут препятствовать формированию положительных нравственных качеств. Направление такого ребёнка во вспомогательную школу создаёт гораздо более благоприятные условия для формирования его личности. Здесь расширяется круг реального общения умственно отсталого ребёнка со сверстниками, он не чувствует своей ущербности, так как предусмотренные социальные требования к нему в большей степени соответствует его возможностям. Укажем, что, помимо получения общеобразовательных знаний, во вспомогательной школе начиная со средних классов ученик поставлен в ситуацию, которая его четко ориентирует на производительный профессиональный труд. В период обучения в специальной школе её воспитанники не изолированы от воздействия окружения, многообразных внешкольных отношений (в семье, во дворе и т д ), значимых для возникновения и проявления тех или иных качеств личности, содействующих успешной социальной адаптации выпускников. Итак, при воспитании умственно отсталого ученика следует учитывать, что у него имеются и биологически ущербные особенности социальные возможности формирования положительных свойств, которые сложном сочетании составляют основу его личности. Роль последних особенно велика и значима. В целях большей конкретизации коррекционно-педагогического воздействия будут рассмотрены некоторые социально формируемые компоненты структуры личности умственно отсталого, в отношении которых удается обобщить результаты проведенных ранее и осуществляемых в настоящее время психологических исследований.

 

Литература; «Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе». Ж.И.Шиф, В.Г.Петрова, Т.Н. Головина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *