ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 г. Актау. Мангистауский гуманитарный колледж,

Ешпанова Гулайым Ажибаевна

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проблема организации самостоятельной работы и заинтересованности в ней самих студентов актуально в образовательном процессе уже длительное время.

Образование в Казахстане готовится сегодня к реализации стандартов нового поколения, где будут фигурировать не знания и навыки студентов, а его компетенции. На  современном этапе развития Казахстана, чтобы быть компетентным в том или ином вопросе, необходимо всестороннее  развитие личности, а этого можно добиться повышением роли самостоятельной работы студента  в образовательном процессе.

      Сегодня перед нами стоит задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

      Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать подрастающему поколению знания, умения, навыки, развивать мышление, но и в том, чтобы обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умения самостоятельно  пополнять знания, ориентироваться  в стремительном потоке информации – одно  из направлений совершенствования качества подготовки  специалистов.

      Подавляющее большинство студентов-первокурсников, и не только первокурсников, не обладает навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы, поэтому им всегда скучно сидеть на уроке. Преподаватель сообщает какую-то, казалось бы, бесполезную информацию, а учащийся поглядывает на часы  или в окно и обдумывает, как лучше провести предстоящие выходные, или грезит, вспоминая  минувшее, и думает: «Когда же закончится эта тягомотина?». Знакомая ситуация, верно ли? Очень часто процесс преподавания сводится к сухой передаче фактов учащимся, т.е. к лекции. Только не надо думать, что это единственный способ обучения. Оно может происходить интересно, информативно и эффективно.

       Многим известна китайская пословица:

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

        Мне кажется, что в ней намечен путь, который неминуемо проходит каждый стремящийся достигнуть активизации мыслительной деятельности студентов. Будущий  специалист должен уметь правильно выражать свои мысли. Но для этого нужно, чтобы он их имел, т.к. по словам известного педагога К.Д. Ушинского «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретённых знаний». Как вовлечь студента, как заинтересовать его?

Нередко приходится наблюдать, как с целью развития творческих способностей преподаватели просто требуют от студентов оригинального, творческого решения проблемы и написания собственной творческой работы. Однако сразу создать творческий продукт без предварительного обучения творчеству для многих учащихся оказывается весьма сложно или совсем нереально.

Это напоминает известный среди горе-тренеров способ обучения плаванию: бросить в воду в глубоком месте — пусть барахтается, может быть выплывет и научится плавать.

Когда от учащихся требуют творчества, но не учат ему, то учащиеся нередко прибегают к подделке, имитации творчества. И тогда появляются доклады, которые студент не готовил, а списал из какого-то журнала, скачал с Интернета или купил у кого-то.

Лучше не требовать сразу творчества, а научить учиться. Творчеству надо учить. И постепенно вести учащихся от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному, к творчеству, поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками и, конечно, стимулируя творческую деятельность. Можно назвать множество стимулов: похвала, оценка, рейтинг, личные награды за успешную творческую деятельность, существенный учет проведенных ими исследований во время очередных зачетов и экзаменов, выдвижения творческих студентов для участия в научных конференциях, публикация их докладов в научных сборниках и т.д.

Студент, занимающийся самостоятельно дома или в библиотеке должен знать конечные цели этой работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию и самореализации.

      И здесь задача преподавателя своим личным примером, толкованием основных целей и задач, конечным результатом самостоятельной работы заинтересовать студента в необходимости совершенствовать свои знания и умения.       Функция самостоятельной работы состоит в обучении учащихся умению извлекать и отбирать факты, делать собственные обобщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные знания. Она готовит студентов к непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни.

      Обучающий  результат самостоятельной работы выражается в накоплении учащимся фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект этого метода обеспечивается предельной активностью и напряжением сил, вовлеченных в работу формирования умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, дисциплинированность, ответственность.

      В диагностическом аспекте самостоятельная работа учащихся особенно информативна, поскольку с наибольшей полнотой и ясностью проявляет истинную картину усвоения учащимися знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.

      Самоорганизация учебной деятельности – управляемый процесс, поддающийся контролю, что является внешним механизмом. Постановка обучающегося перед необходимостью выбора и принятия решения может быть реализована через создание определенных условий, предоставляющих возможности для самоконтроля и самокоррекции в процессе самостоятельного изучения программного материала. Консультации у преподавателя, учебные пособия электронного типа, управляющее методическое пособие – все это помогает осмыслить ошибку и самостоятельно ее устранить и будет являться внутренним механизмом.

      Под самообразованием студентов понимается деятельность, направленная на самостоятельное целенаправленное получение профессиональных знаний, совершенствование умений, самовоспитание профессиональных качеств личности и в целом на саморазвитие.

      Поскольку самообразовательная деятельность студентов выполняет одновременно несколько функций (овладение способом добывания знаний, использование специальных средств для осуществления самообразования – Интернет, коммуникации и др.), то самообразовательная компетенция – это высшая интегральная способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества, необходимые для выполнения новой определенной задачи.

Преподаватель сегодня от привычной роли лектора, якобы передающего знания через монолог, используя авторитет, переходит к роли консультанта. На него возлагается задача по руководству работой студента, оказанию ему помощи в самостоятельном изучении материала, ориентации в специальной литературе, пояснении сложных вопросов. Студенты ещё до занятия самостоятельно должны изучить учебно-методический материал, так как при проведении обзорной лекции они должны легко ориентироваться в содержании текста. К лекции студенты готовят вопросы, вызвавшие наибольшую трудность в изучении материала,  намечают пути самостоятельной работы. Преподователь лишь консультирует план самостоятельной работы с учетом их личностных особенностей, акцентирует внимание на выполнение индивидуальной домашней работы.

Современный педагог основывает свою деятельность на том, что каждый ученик имеет собственную траекторию, что учится он не для учителя  или родителей , а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества. Чем меньше педагог на уроке говорит и делает сам, и чем больше даёт высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс.

Студенты, выполняя самостоятельную работу, основные учебные элементы воплощают в действия, что необходимо для развития творческих способностей и представляются различными видами заданий. Эти задания включают активизирующие вопросы, которые нацеливают студента на постоянное логическое исследование. Приведу пример из своей практики, я на уроке русского языка учащимся даю задания творческого характера. Это исследование «Энциклопедия одного слова». Студенты готовят его в течение 3 – 5 недель, получив подробную консультацию преподавателя. Он предлагает выбрать одно слово из копилки (мать, родина, человек, детство, совесть, дорога, след, сердце, память, доброта, сказка и др.), охарактеризовать его морфологические особенности, и пользуясь словарями (толковым, этимологическим, синонимов, антонимов, фразеологическим), составить энциклопедию этого слова с опорой на план-схему:

1) Слово …  (каждый студент пишет свое слово) и его лексическое (-ие) значение (-ия).

2) Этимология слова … .

3) Слово … и его «родственники» (однокоренные слова).

4) Слово … и его синонимы.

5) Слово … и его антонимы.

6) Фразеологические обороты со словом … .

7) Слово … в пословицах и поговорках, в скороговорках, в

    русских народных

    песнях, в народных сказках.

8) Соответствия слову … в пословицах и поговорках мира.

9) Слово … в названиях произведений классической и

    современной литературы.

10) Слово … в названиях газет, журналов, рекламных

     приложений.

11) Слово … в названиях картин художников.

12) Слово … в названиях художественных и документальных

     фильмов.

13) Слово … в вашем речевом творчестве (собственные стихи,

     рассказы, сказки).

14) Слово … в ваших рисунках.

 

План-схема помогает учащимся расположить материал о выбранном слове в определенной последовательности, хотя, конечно, не все его пункты они сумеют реализовать.

      Таким образом, студенты больше не пассивные поглотители информации, поскольку в процессе работы у них включаются все органы чувств, т.е. по мере обучения они будут видеть, чувствовать и осмысливать изучаемый материал. А на традиционном уроке обучающиеся при работе с учебником читают информационный материал, а потом переходят к следующему разделу и благополучно забывают предыдущий.

      Накануне перед совещанием было проведено анкетирование по теме «Факторы, препятствующие саморазвитию и самообразованию студентов» среди учащихся первых и третьих курсов. Было опрошено 148 студентов.

В результате анкетирования было выявлено, что факторами, препятствующими саморазвитию и самообразованию студентов являются следующие:

Собственная инерция студентов-10%, что говорит о том, что у нас дети разные, это зависит от их характера и темперамента; разочаровались в результате имевшихся ранее неудач-24% из опрошенных, что подтверждает о том, что учащиеся ранее не всегда имели объективные и желаемые оценки.

Особое внимание следует обратить на то, что 22% учащихся отметили отсутствие поддержки со стороны преподавателя при выполнении самостоятельной работы и отсутствие чёткой формулировки задач на самостоятельную работу 31%. Желательно задуматься и сделать соответсвующие выводы о необходимости осуществления индивидуального подхода к учащимся и давать чётко сформулированные задачи на самостоятельную работу.

В анкете учащиеся отметили недостаток времени на самостоятельную работу 40%. Это говорит о том, что наши учащиеся не умеют планировать свое время. 33% учащихся указывают на ограниченность литературы в библиотеке, в особенности на казахском языке.

Основными факторами, препятствующими саморазвитию и самообразованию 18% учащихся считают потерю интереса к деятельности по будущей специальности. То есть эти студенты в будущем не видят себя в роли педагога. У 17% из опрошенных отсутствуют навыки самостоятельной работы с учебной литературой. Эти показатели заставляют нас серьезно задуматься и сделать соответсвующие выводы.

Таким образом, изменение методов организации самостоятельной деятельности студентов позволяет формировать самообразовательную компетентность будущих специалистов, что способствует формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного мышления, поиску новых путей, решению поставленных задач через самообучение, самообразование, самореализацию. Эффективность самостоятельной работы достигается , если она является одним из составных органических элементов учебного процесса , если она проводится планомерно и систематически, а не эпизодически.

Чтобы добиться этого, надо повысить роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усилить ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, стимулировать профессиональный рост,  формировать их творческую активность и инициативу.

 Литература

  1. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.

  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.

  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.

  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.

  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.

  6. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М., 1978г

  7. [bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *