Людвиг ван Бетховен

376642_bigЛюдвиг ван Бетховен

1770  – 1827

крещен 17 декабря, Бонн — 26 марта, Вена

Людвиг ван  БЕТХОВЕН    — одно из величайших явлений мировой культуры.

 В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи.

«Вы должны меня видеть счастливым, насколько суждено мне это здесь, на земле, а не несчастным… я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся »

 

Из письма князю Лихновскому: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — лишь один»

 

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»

Людвиг Ван Бетховен

 «Бетховен первый заставил музыку заговорить новым языком, запрещенным до того времени — языком страсти»

«Встречаются полубоги, которые умеют жить при… ужасных условиях и даже жить победоносно; и если вы хотите услышать их одинокие песни,— слушайте музыку Бетховена»  Фридрих Ницше 

«Бетховен не написал бы своих симфоний, не будь его жизнь полна страданий: тот, кто прожил безоблачную жизнь, не поймет симфоний Бетховена»

Андре Моруа 

«Моцарт является любимым спутником сердец, познавших любовь, и умиротворенных душ. Подлинные же страдальцы охотнее всего бросятся в объятия великого утешителя — великого безутешного Бетховена, страдавшего, как никто»

Ромен Роллан

 

«Бетховен, сильный благодаря своему гению, как борец, скорбный в своей обездоленности, лучезарный, как небесный вестник,— Бетховен, вот кто решительно обозначил переход нашего искусства от его вдохновенной юности к первому периоду зрелости. Его деятельность настолько изменила поступь,.. самую осанку искусства, что никто уже не мог отрицать новую эру в музыке»

Ференц Лист 

«Бетховен… только и думал об истории и всем человечестве… Это Шекспир масс»

В. Стасов 

Родился в Бонне (Германия) в семье музыканта. Отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре занялись другие боннские музыканты. Серьезные занятия начались в 1782 году, когда Бетховен познакомился с известным музыкантом и композитором Готлибом Нефе, который стал его первым настоящим учителем. В 1792 году, после смерти отца, Бетховена посылают в Вену, где он учится композиции у Гайдна и Сальери. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни никогда больше не покидал Вены.

С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Собственные же произведения он создаёт, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний.

В 1809 году Бетховену предложили должность придворного дирижёра вестфальского королевства в Касселе, но в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен остался в Вене. Однако неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах композитор, несмотря на пенсию, был обречён на жизнь, полную материальных трудностей. Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадал в крайности. Свою третью симфонию, названную «Героической», он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию – и посвящал свои произведения русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора – Бетховен всё больше сторонился людей. Моральные страдания, связанные с глухотой, ещё более ухудшали состояние его здоровья. Бетховен умер от водянки и был похоронен при большом стечении народа.

 

! Бетховен намного опередил свое время. Творчество его открывает новый XIX век в музыке.

 

  • Мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Просвещения и идеалов Французской революции.
  • Музыка проникнута духом борьбы, революционным пафосом, мятежностью и огромным жизнелюбием. Герой его произведений — сильный, могучий, несгибающийся в схватке с жизненными преградами, преодолевающий страдания, скорбь, боль утрат.
  • Через все творчество Бетховен пронес веру в торжество всемирного братства и свободы, своей музыкой он боролся и утверждал эти идеалы. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца.

 

  1. I. Жизненный путь

 

  1. 1. Где и когда родился Бетховен? ___________________________________________________
  2. Что ты знаешь о семье Бетховена?_______________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. 3. У кого учился Бетховен? ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. С какого возраста Бетховен начал работать (служить помощником органиста)? ______

________________________________________________________________________________

  1. На каких инструментах мог играть Бетховен?_____________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Что ты знаешь о встречах Бетховена с Гайдном и Моцартом?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С каким городом связана жизнь и творчество композитора? ________________________
  2. Какое важное историческое событие произошло в годы юности Бетховена? ___________

________________________________________________________________________________

  1. Как оно отразилось на творчестве композитора? __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. « Я схвачу судьбу за глотку…». О чем писал Бетховен?_____________________________
    ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Как глухой композитор мог сочинять музыку? ____________________________________

________________________________________________________________________________

 

(Слуховые трубки композитора)

 

  1. Как глухота отразилась на жизни и характере Бетховена? ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких идеалов придерживался Бетховена всю свою жизнь? _________________________

________________________________________________________________________________

  1. «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» (Бетховен). Как ты понимаешь это высказывание композитора?_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какое произведение венчало собой творчество композитора? _______________________

________________________________________________________________________________

  1. Какая легенда связана с последними минутами жизни композитора? _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  1. II. Творчество Бетховена.  Бетховен является автором:
  • одной оперы – «Фиделио»
  • двух месс
  • девяти симфоний
  • нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.)
  • пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано
  • шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета,

квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и

других  камерных произведений

  • 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен

 

 

! Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселе контрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционных преобразований.

 

 

  • Людвиг Ван Бетховен — представитель эпохи классицизма. Его творчество, с одной стороны, продолжило традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового, романтического искусства.
  • От классицизма в произведениях Бетховена — возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма — смелое экспериментирование в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности.
  • Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

 

 

  1. Перечисли жанры творчества Бетховена__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что отличает музыку Бетховена от музыки Гайдна и Моцарта? _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Сколько сонат создал Бетховен?_________________________________________________
  2. Для какого инструмента написаны сонаты? _______________________________________

(Комната и инструмент Бетховена)

 

Соната № 8 «Патетическая» c-moll (до минор)

 

«…Одно из самых значительных произведений молодого Бетховена — Восьмая — Патетическая соната. Она подобна ракете, которая внезапно взвилась ввысь и осветила широкие дали грядущего. Это гигантский рывок  вперед, к тому, что в искусстве еще только должно прийти. Такой музыки еще не было»

Б. Кремнев

 

  1. «Патетическая» соната. Что означает это название? _____________________________

________________________________________________________________________________

 

  1. Дай подробную характеристику № 1 части сонаты
Вступление Экспозиция Разработка Реприза
1 тема

 

 

 

 

 

2 тема

 

 

 

 

 

 

Главная  партия

 

 

 

Связующая

 

Побочная партия

 

 

 

Заключительная

 

   

 

В характеристике тем укажи:

  1. тональность
  2. характер
  3. особенности мелодического движения
  4. (размер, темп)

 

  1. Дай общую характеристику 2 и 3 частей сонаты
2 часть                       3 часть
 

 

 

 

 

 

 

 

В характеристике частей  укажи:

  1. тональность
  2. размер
  3. темп
  4. форму
  5. характер

 

  1. Можно ли сказать, что основная идея сонаты — «От тьмы к свету, через борьбу к победе!»? _______________________________________________________________________
  2. Объединяет ли эта идея все части сонаты?________________________________________
  3. Есть ли в сонате итог развития основной идеи? ____________ Если есть, то где этот итог находится и каков он? _______________________________________________________

 

  1. Выпиши названия известных сонат композитора __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем отличия сонат Бетховена от сонат Гайдна и Моцарта? ______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. 13. Выпиши, какие новые музыкальные инструменты ввел в состав оркестра Бетховен________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Сколько симфоний написал Бетховен? ___________________________________________
  2. Дай определение:

Скерцо _________________________________________________________________________

 

Симфония № 5  c-moll (до минор)

 

«…Одно из самых оптимистических творений мировой музыки — Пятая симфония.  Она повествует о тяжких испытаниях, выпавших на долю человека, и о том, как человек эти испытания в конце концов преодолевает»

Б. Кремнев

  1. 16. Когда была написана  симфония? _______________________________________________

 

  1. Дай подробную характеристику № 1 части симфонии:
Экспозиция Разработка Реприза
Тема «судьбы»

 

Главная  партия

 

 

Связующая

 

Побочная партия

 

 

Заключительная

 

   

 

В характеристике тем укажи:

  1. тональность
  2. инструменты
  3. характер
  4. особенности мелодического движения
  5. (размер, темп)

 

  1. Дай общую характеристику 2 – 4 частям симфонии  № 5 c – moll.
2 часть 3 часть 4 часть
 

 

 

 

 

 

   

 

В характеристике частей  укажи:

  1. тональность
  2. размер
  3. темп
  4. форму
  5. характер

 

  1. Какова главная идея симфонии? _________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. В чем главные отличия симфонии № 5 Бетховена от симфоний Гайдна и Моцарта? ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В какой симфонии Бетховен ввел хор? ____________________________________________
  2. Какая симфония состоит из 6 частей и как она называется? ________________________________________________________________________________
  3. Какая симфония была первоначально посвящена Наполеону, а позднее названа «Героической»? __________________________________________________________________

 

  1. Дай определение:

Увертюра ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Кульминация ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Кода (coda) _____________________________________________________________________

 

Увертюра «Эгмонт»

Гете, автор трагедии «Эгмонт» писал: «Бетховен с гениальностью, достойной восхищения, проник в мои намерения»

 

  1. В чем новизна этого произведения? ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуй схему увертюры.

     В характеристике разделов и тем укажи:

  1. тональность
  2. размер
  3. темп
  4. инструменты
  5. характер

 

 

  1. Выпиши названия других увертюр композитора ___________________________________

________________________________________________________________________________

 

  1. Выпиши основные черты творчества Бетховена __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как дух времени, в котором жил композитор, отразился в его творчестве? ___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитай

 

Людвиг ван Бетховен

«Кориолан»

Увертюра до минор

1806

 

Для Бетховена увертюра – это обобщённое выражение главной идеи театральной пьесы. «Кориолан» написан к драме Коллина, где трагический конфликт между чувством гражданского долга и личными побуждениями героя приводят к предательству и трагедии. Мало кто сейчас помнит эту пьесу, а вот увертюру с её шекспировскими страстями, мощью и суровой мрачностью часто можно услышать на концертах. Нередко проводят параллель между увертюрой «Кориолан» и оперными увертюрами К. В. Глюка – та же ясность образов, драматичность высказывания, театральность и яркость. Кроме того, темы «Кориолана» по строению тесно связаны с оперными мелодиями того времени. Бетховенские увертюры, завершая классический жанр, делают шаг в будущее – к программным увертюрам и поэмам романтизма.

 

 

Симфония № 9

Симфония ре минор, соч. 125

1824

 

Создавалась в 1822-1824 годах. Это последнее и самое грандиозное из всех произведений композитора. Идею симфонии раскрывает хоровой финал (четыре солиста и хор) на текст оды Шиллера «К радости». В свое время цензурные условия заставили поэта заменить подлинное название оды «К свободе» более нейтральным – «К радости». Бетховен переработал текст Шиллера, усилив в нём революционное начало.

Симфония № 9 вошла в историю мировой культуры как одно из величайших творений человеческого гения. Её влияние на искусство последующего периода огромно.

I часть – грандиозное сонатное аллегро, мрачное и драматичное, полное страсти и упорства.

II часть – скерцо, написанное в сонатной форме, отличается грандиозными масштабами и в структуре всего цикла занимает место медленной части.

III часть – адажио мольто и кантабиле – одна из вершин лирики Бетховена.

IV часть – финал, построенный на грандиозных контрастах и мощном развитии и условно состоящий из двух разделов: оркестрового и инструментально-хорового. Форма хорового раздела сочетает в себе черты вариаций, рондо, фуги, сонаты. «Тема радости», звучащая в нем, стала символом Европейского союза.

 

 

Симфония №3 «Героическая»

Симфония ми-бемоль мажор, соч. 55

1804

 

Бетховен закончил это произведение в 1804 году. На титульном листе стояло заглавие: «Большая симфония … Бонапарте», но когда стало известно, что тот, кого Бетховен считал героем революции, провозгласил себя императором, композитор отказался от посвящения и назвал симфонию «Героическая» («Eroica»). Иногда симфонию называют «гражданской драмой».

Это одна из тех симфоний, части которой невозможно исполнять по отдельности. Чтобы понять грандиозность «Героической», уяснить логику её музыкально-драматургического развития, нужно слушать симфонию целиком. «Героическая симфония» Бетховена – одна из самых масштабных симфоний композитора. Сам автор считал её самой удачной. Это не трагедия в стиле классицизма, а шекспировская драма, и её немыслимо было исполнять в традициях XVIII века.

I часть – аллегро кон брио – картина титанической, напряженной борьбы.

II часть – «Похоронный марш», трагическая кульминация.

III часть – скерцо, своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала.

IV часть – финал, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.

 

 

Соната № 14 «Лунная»

Соната до-диез минор, соч. 27

1801

 

Написана в 1801 году для фортепиано. Название «Лунная соната» принадлежит поэту Людвигу Рельштабу, который сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Сам Бетховен назвал её «Sonata Quasi una Fantasia», подчеркнув этим свободу её построения.

«Лунная соната» – одна из тех, что созданы в период поисков композитором нового строения сонатного цикла. Главное отступление от традиций – это медленная первая часть. Но в целом вся соната, все её три части – единое движение, где динамический центр – финал.

«Лунная соната» – одна из вершин фортепианной музыки.

I часть – адажио. Музыку, напоминающую ноктюрн, удивительно напевную, без порывов и смены настроения, можно воспринимать как прообраз романтизма. Однако ей присущи и не свойственные романтизму хоральность, глубокое размышление, молитвенность, серьезность.

II часть – грациозный менуэт – светлая интермедия перед бурей.

III часть – престо ажитато – написана в сонатной форме. Это целый вихрь чувств – бурное трагическое волнение, смятение и отчаяние, бессилие и протест, смирение и гнев.

 

Соната № 23 «Аппассионата»

Соната для фортепиано, фа минор

1823

 

Была написана в 1823 году. Название произведению дано не самим Бетховеном. Эту сонату и сонату ре минор принято считать «шекспировскими» сонатами. Ученик Бетховена Шиндлер на вопрос о содержании этих сонат получил ответ Бетховена: «Прочтите «Бурю» Шекспира». По грандиозности замыслов, масштабу идей «Аппассионата» стоит в ряду самых замечательных произведений Бетховена.

В сонате 3 части.

Весь музыкальный материал первой части вырастает из двух драматических мотивов – сумрачно-сосредоточенного, исполняемого без гармонического аккомпанемента в разных регистрах унисоном через 2 октавы, и мотива-мольбы, ставящего знак вопроса. К этим двум мотивам позже присоединяется третий, напоминающий «удары судьбы» из Пятой симфонии. Этот мотив, как надвигающаяся угроза, пронизывает всю музыкальную ткань части.

Вторая часть – тема с вариациями. Тема изложена аккордами в мажоре и носит хоральный характер. Мелодия трансформируется, становится более мягкой, лиричной, но в конце вновь возвращается к основной теме.

Финал дает много поводов сравнить его со стихией, ураганом, бурей. Лавинообразный поток звуков вызывает ассоциации с разбушевавшейся природой. Его можно трактовать как единоборство героя со стихией, или человека с враждебными силами. Кульминация борьбы наступает в коде.

 

 

«Фиделио»

Опера в двух действиях

Либретто Ж. Буйи

1805

 

Единственная опера Бетховена. Впервые поставлена в Вене в 1805 году под управлением автора. После трёх спектаклей была снята с репертуара. «Фиделио» – опера на героический сюжет, воспевает дух свободолюбия и борьбу с тиранами. Показывая смелость, мужество и страдания главных героев, Бетховен приёмами, близкими к симфонической драматургии, готовит в опере мощный апофеоз, в котором объединяются торжество любви и справедливости, счастье освобождения от страданий и произвола.

Сюжет:

В тюрьме Севильи томится Флорестан, брошенный туда губернатором Пизарро. Ему грозит смерть. Леонора, его жена, решает спасти Флорестана. Переодевшись в мужское платье, она под именем Фиделио поступает в услужение к тюремщику Рокко.

В подземелье спускается Пизарро, чтобы убить Флорестана. В момент, когда он заносит над узником свой кинжал, Леонора, проникшая в крепость, заслоняет собой Флорестана.

В это время в тюрьму приезжает министр дон Фернандо. Открываются преступные действия Пизарро, Он арестован. Флорестан свободен, любовь торжествует.

 

 

 

 

 

Cловарь

 

Скерцо (по-итальянски scherzo – шутка) название различных острохарактерных пьес: юмористических, гротескных, фантастических. Размер большей частью 3-дольный, темп оживленный, ритм четкий. Классический тип скерцо установлен Л. Бетховеном, который ввел его в сонатный цикл (вместо менуэта); в этом цикле скерцо занимает 3-е, реже – 2-е место. В XIX-XX вв. появились самостоятельные пьесы под названием «Скерцо» с разнообразным содержанием, вплоть до глубоко драматического.

 

Увертюра (по-французски ouverture – открытие) оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. Обычно увертюры пишутся в сонатной форме; вступительные пьесы, написанные в другой форме, называются интродукциями, вступлениями, прелюдиями и т. д. В XIX веке под названием концертных увертюр появились самостоятельные оркестровые пьесы.

 

Фортепиано – струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям.

Изобретение фортепиано относится к началу XVIII века и связано с именем итальянского мастера Б. Кристофори. Заимствовав ряд конструктивных особенностей клавесина и клавикорда, он применил принципиально новый способ звукоизвлечения.

При нажатии клавиши специальная механика приводит в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударяет по струне. В момент отпускания клавиши особые глушители – демпферы – прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости; таким образом, на новом инструменте можно было играть и пиано и форте: отсюда и название инструмента – пианофорте (позднее – фортепиано).

Первые образцы этого инструмента были несовершенны; их звучание отличалось резкостью, недостаточной тембровой выразительностью, а диапазон был ограниченным. Однако, претерпев ряд усовершенствований, фортепиано к концу XVIII века постепенно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небогатыми динамическими возможностями. Важным шагом на этом пути было появление педалей, значительно обогативших звуковые и технические ресурсы фортепиано. В 1-й четверти XIX века парижский мастер С. Эрар изобрел механику с так называемой «двойной репетицией», дававшей возможность исполнителю быстро повторять один и тот же звук, почти не снимая пальцев с клавишей.

Уже при Л. Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и домашнем быту. Поиски более яркого, насыщенного звучания привели к удлинению струн, большему их натяжению (что вызвало, в свою очередь, появление прочной чугунной рамы). Закрепляются основные разновидности фортепиано – рояль и пианино, широко распространенные и поныне.

 

 

 

 

 

 

Для расширения кругозора

 

 

Современники Л. ван Бетховена

 

Огиньский Михаил Клеофас (1765 – 1833)

 

 

Родился в Гузуве близ Варшавы (Польша). Первые уроки игры на фортепиано получил дома, совершенствовался в Италии. В 1774 году принял участие в польском восстании под руководством Т. Костюшко. После подавления восстания эмигрировал из Польши, жил в Италии, Турции, Франции. Позже занимал ряд государственных и дипломатических постов в Российской империи, имел звание сенатора (1810). Композиторскую деятельность начал в 1790-е годы, создал многочисленные марши и боевые песни, около 20 полонезов, завоевавших широкую известность, в том числе «Прощание», «Прощание с родиной», «Раздел Польши». Огиньскому приписывается создание боевой песни «Еще Польша не погибла», ставшей впоследствии польским национальным гимном. Творческое наследие Огиньского составляют фортепианные пьесы – полонезы, мазурки, марши, менуэты, вальсы, многочисленные романсы. Ему принадлежит опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

 

 

«Прощание с родиной»

 

Полонез для фортепиано

1794

 

Эта популярная пьеса, которую почти двести лет исполняют на фортепиано и в оркестровых вариантах, имеет богатую историю. Её много раз издавали в Европе, сопровождая легендой о судьбе автора. Самой распространённой была та, где композитор застрелился на балу под звуки своего полонеза, и причиной тому была несчастная любовь. Не жалели средств и на иллюстрации – танцующая пара и самоубийца с пистолетом у виска. В одном из изданий даже поместили поэму, которую якобы написал перед смертью Огиньский. В действительности всё было проще и трагичнее. Граф Михаил Клеофас Огиньский, офицер и музыкант, был соратником Тадеуша Костюшко. В 1784 году он принимал участие в восстании за независимость Польши, командуя воинской частью, которую снарядил на собственные средства. Восстание было подавлено, Огиньский эмигрировал. Вот тогда-то и родился полонез «Прощание с родиной» – скорбная и страстная поэма о расставании с отчим краем.

Фильд Джон  (1782 – 1837)

Родился в Дублине (Ирландия) в семье музыканта. Домашние занятия Фильда проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 года жил в Лондоне, служил так называемым демонстратором в магазине музыкальных инструментов. Одновременно концертировал (1794-1799). Получил известность после исполнения собственного фортепианного концерта (1799). Сопровождал Клементи в его концертной и коммерческой поездке в Европу, в 1802 году много выступал в Париже. В 1802 году вместе с Клементи приехал в Петербург. Дебют Фильда в Петербурге состоялся в 1804 году в доме князя Голицына. Вскоре Филд завоевал славу лучшего петербургского пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников – А.        Н. Верстовский, А. Л.           Гурилев, А. И. Дюбюк, В. Ф.           Одоевский. Брал у него уроки и М. И. Глинка. К петербургскому периоду относится наиболее интенсивная концертная, педагогическая и композиторская деятельность Филда. В 1821-1831 гг. Филд работал в Москве. В 1832 году гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии.

Крупнейший представитель так называемой лондонской школы пианизма, Фильд создал новое направление в исполнительском искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М. А. Балакирев) считали Фильда одним из первых представителей романтизма в. музыкальном исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали, блестяще развитой пальцевой техникой. С исполнительским стилем Фильда тесно связано его композиторское творчество. Фильд был создателем нового жанра фортепианной музыки – ноктюрна. Уже первые ноктюрны принесли Фильду огромную известность. Популярны были также его сонаты и рондо.

 

 

 

Сальери Антонио  (1750 – 1825)

 

 

 

     Родился в Леньяго близ Вероны (Италия). Музыке учился у брата (скрипка) и у соборного органиста Дж. Симони (клавесин). С 1765 года пел в хоре собора св. Марка в Венеции, изучал гармонию и вокальное искусство. С 1766 года жил в Вене, занимался контрапунктом. С 1767 года служил клавесинистом-концертмейстером придворного оперного театра в Вене. В начале 1770 года дебютировал как оперный композитор, через год поставлена его опера-сериа «Армида». С 1774 года императорско-королевскиё камерныё композитор и дирижёр итальянской оперной труппы в Вене. Фактически руководил оперным театром и придворной капеллой, а также наблюдал за музыкальным обучением в различных казённых учебных заведениях Вены. Руководил также хоровым училищем Общества друзей музыки (с 1813 года), был первым директором основанной этим обществом в 1817 году Венской консерватории. С 1823 года страдал нервным расстройством.

Оперы Сальери ставились почти во всех оперных театрах Европы, большинство из них впервые были поставлены в Вене; некоторые были созданы по заказу итальянских театров и театров Парижа и Мюнхена. Постановками опер Сальери открылись театры «Ла Скала» (1778) и «Каноббиана» (1779) в Милане. Из опер на итальянские тексты особенно популярны были комические оперы-буффа, в том числе «Венецианская ярмарка» и «Школа ревнивых».

 

 

 

 

Муцио Клементи (1752 – 1832)

 

   Родился в Риме (Италия). Там же получил начальное музыкальное образование. С 1761 года служил органистом в одной из церквей Рима. С 1766 года жил в Англии. В 1773 году вышли из печати первые фортепианные сонаты Клементи. В 1777-1780 гг. он работал капельмейстером лондонской Итальянской оперы. Гастролировал в Европе (в 1781 году в Вене состязался с В. А. Моцартом). В 1786 году Клементи прекратил публичные концертные выступления, занялся педагогической, композиторской и коммерческой деятельностью. В начале XIX века он подолгу работал в других странах. В 1810 году вновь обосновался в Англии, дирижируя собственными симфоническими произведениями. Клементи – один из основателей и дирижёров (1813-1816) Филармонического общества в Лондоне.

Наиболее значителен и многогранен вклад Клементи в развитие фортепианного искусства. Он одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фортепиано и его преимущества перед клавесином (Клементи был прозван современниками «отцом фортепьянной музыки»). Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, Клементи был блестящим виртуозом. С юных лет он поражал беглостью, свободой и изяществом игры, воспитал плеяду учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.

 

 

 

 

 

Выполни задания теста:

 

 

 

 Тест на опознание

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Название симфонии № 3 «Героическая»? а) да

б) нет

  1
2 Есть ли в творчестве композитора балет? а) да

б) нет

  1
3 Увертюра «Эгмонт» написана к одноименной опере? а) да

б) нет

  1

 

 

Тест на различение

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Тональность сонаты № 8 а) до минор

б) соль минор

в) ми-бемоль мажор

  1
2  «Фиделио» Бетховена  — это… а) оратория

б) опера

в) симфония

  1
3  Программная симфония «Пасторальная» — это … а) № 6

б) № 5

в) № 3

  1

 

 

 

  Тест на классификацию

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Соотнеси данные названия музыкальных произведений с определениями: 1. «Лунная»

2. «Эгмонт»

3. «Фиделио»

4.  « Героическая»

5. «Сурок»

 

а)  опера

б)  увертюра

в)  песня

г)  соната

д) симфония

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
2 Найди соответствующие даты  событиям в жизни  Бетховена: 1. Встреча с Моцартом в Вене

2. Создание первого сочинения — вариаций на тему Дреслера

3. Рождение в Бонне

4. Год создания № 8 сонаты

5. Премьера симфонии № 9

 

а) 1770

б) 1787

в) 1782

г) 1799

д) 1824

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
3 Укажи каким произведениям принадлежат данные музыкальные фрагменты: 1. В переводе означает «шутка»

2. Наивысшая точка развития

3. Ведущий мотив

4. Вступление к опере или самостоятельное симфоническое произведение

5. Заключительный раздел произведения

 

а)  лейтмотив

б)  кода

в)  скерцо

г)  кульминация

д)  увертюра

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5

 

 

 

2 УРОВЕНЬ

 

Тест — подстановка

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Назови 3 увертюры Бетховена 1.

2.

3.

3
2 Назови 3 сонаты Бетховена 1.

2.

3.

3
3 Назовите 3-х учителей Бетховена 1.

2.

3.

3

 

 

  Конструктивный тест

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Что объединяет Гайдна, Моцарта и Бетховена?

 

 

 

 

3
2 Что общего в сонате № 8 и симфонии № 5?

 

 

 

 

3
3  Что общего  во вступлении сонаты  № 8 и увертюры  «Эгмонт»?  

 

 

3

 

 

   Тест-поиск

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Отметь основные темы творчества Бетховена  

 

 

 

 

 

 

 

5
2 В чем проявилось новаторство композитора?  

 

 

 

5
3 На твой взгляд, Бетховен больше тяготел  к симфонической или фортепианной музыке? Обоснуй ответ  

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

3 УРОВЕНЬ

 

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Как ты понимаешь высказывание Бетховена: «Искусство объединяет все человечество»

Обоснуй ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10
Эталон 64
Количество набранных баллов  

 

 

Напиши мини-сочинение о  своем отношении к  музыке Бетховена

 

 

Leave a Comment