Вольфганг Амадей Моцарт

mozart3Вольфганг Амадей Моцарт 1756  – 1791

31 марта, Зальцбург — 31 марта, Вена

Вольфганг Амадей МОЦАРТ — величайший гений мировой музыкальной культуры. Принадлежал к венской классической школе. Его произведения отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, высоким гуманизмом.

Моцарт — гений сильный, многосторонний, глубокий»

«По моему глубокому убеждению Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно»

«Художественный гений являлся и остается для человека вечной тайной, и у нас кружится голова при попытках исследовать ее глубины; но вместе с тем он вечно будет предметом высочайшего восхищения»

 

«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете»

П. И. Чайковский

 

 

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»

А. С. Пушкин о музыке Моцарта

«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе «Моцарт»

А. Г. Рубинштейн

«Мелодия — душа музыки»

«Музыка никогда не должна оскорблять слух, она должна доставлять слушателю удовольствие; иными словами, музыка не должна переставать быть музыкой»

«Благородство человека определяется его характером, и если я не граф, то во мне, вероятно, больше чести, чем в человеке, который им является»

«Я не могу выражать своих чувств и мыслей в стихах или красках, так как я не поэт и не художник. Но я могу это сделать с помощью звуков, потому что я музыкант»

 

«Подобно тому как выражение страстей, будь они сильными или нет, никогда не должно возбуждать отвращения, так и музыка при самой ужасной ситуации не должна оскорблять ухо, но даже и тут обязана пленять его: словом, всегда оставаться Музыкой»

В. А. Моцарт

 

«Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы — вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках»

Д. Д. Шостакович

 

 

 

Родился в Зальцбурге (Австрия) в семье композитора Леопольда Моцарта. С самого раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке. Шести лет Моцарт уже выступает в качестве пианиста, а восьми – пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцатилетнем возрасте, а год спустя выступил в качестве дирижёра оркестра. В этот период он совершает многочисленные гастрольные поездки по Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. В 1770 году в Болонье, перед лицом крупнейших музыкантов, Моцарт успешно выдержал необычайно трудный экзамен и получил звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти «Мизерере» Аллегри, прослушанное им всего один раз. Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни.

В 1769 году Моцарт становится дирижёром при дворе Зальцбургского архиепископа. Частые и далекие артистические турне не мешали его творческой работе. Когда в 1777 году архиепископ не разрешил ему поехать на гастроли, Моцарт бросил службу и отправился в путешествие по европейским городам. В 1779 году Моцарт возвратился в Зальцбург и стал придворным органистом. Однако два года спустя из-за столкновения с архиепископом он оставляет родной город и переезжает в Вену. Моцарт занимает в Вене должность придворного композитора камерной музыки. В 1782 году он женится на Констанции Вебер.

В венский период Моцарт пишет самые выдающиеся произведения, которые в то время не всегда пользовались успехом. Так, премьера его оперы «Свадьба Фигаро» в Вене закончилась провалом. Но премьера «Дон Жуана» в Праге принесла ему славу. Несмотря на успех опер и концертную деятельность, материальные дела Моцарта не улучшались. Чтобы прокормить семью, он вынужден был много работать, и это в конце концов истощило силы композитора. Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки (официальный диагноз) во время работы над «Реквиемом». Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую спустя уже несколько дней никто не мог найти.

!  В. А. Моцарт — ярчайший представитель венской классической школы.

Его творчество — музыкальная вершина XVIII века.

Каждое его произведение наполнено индивидуальными выразительными

средствами – от необычайной лёгкости до пронизывающей слушателя

трагической глубины.

 

  1. I. Жизненный путь

 

  1. Где и когда родился Моцарт? ____________________________________________________
  2. Что ты знаешь о семье Моцарта?_____________________________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какую роль в воспитании юного Моцарта сыграл отец композитора?_________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На каких инструментах умел играть Моцарт?_____________________________________

________________________________________________________________________________
5. Как проявились феноменальные музыкальные способности маленького Моцарта?_______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каком возрасте Моцарт написал свои первые произведения?________________________
  2. Какие страны посетило семейство Моцартов в первой гастрольной поездке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какой момент запечатлен на картине? ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  1. Какими событиями знаменательна поездка Моцарта в Италию? _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что представляло собой придворная служба музыканта во времена Моцарта?________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое решение, достаточно смелое для того времени, принял Моцарт, и как оно повлияло на дальнейшую его жизнь?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С каким городом связан расцвет творчества Моцарта?____________________________
  2. Перечисли последние произведения композитора?__________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какое произведение А. С. Пушкина связано с Моцартом и что легло в его основу? ______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Моцарт — гений музыки, а какой он был человек? _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие легенды связаны с последними днями жизни композитора? ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  1. II. Творчество Моцарта. Творчество Моцарта необычайно многогранно:
  • 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»)
  • мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки
  • 49 симфоний
  • множество произведений для оркестра (прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной музыкой» для струнных инструментов)
  • 25 концертов для фортепиано (из них – один для двух фортепиано и один – для трёх фортепиано)
  • скрипичные концерты, концерты для других инструментов
  • квартеты, разнообразные трио
  • фортепианные и скрипичные сонаты
  • более ста арий и песен.

 

 

  • Полное собрание  сочинений Моцарта — 70 томов! (Вспомни — он прожил всего 36 лет!)

 

! Произведения Моцарта — это высочайшая вершина музыкального искусства XVIII века.

 

 

  • В них выражена глубокая вера в торжество светлых идеалов, богатство душевного мира.
  • Творчество Моцарта универсально и многогранно. Его произведения, созданные на протяжении короткой жизни, охватывают все без исключения музыкальные жанры и формы, существовавшие в музыкальном искусстве той эпохи. При этом во всех жанрах он создал подлинные шедевры.
  • Завершив и подытожив все, что было наиболее передового и жизненного в музыкальном искусстве XVIII веке, Моцарт — величайший новатор — проложил музыкальному искусству путь в далекое будущее.
  • Моцарт — один из тех художников, творчество которых является гордостью человеческой культуры.

 

 

! «Трепет, волнение и лучезарный свет, напряженный драматизм и добрая открытая улыбка, безграничная скорбь и неуемное, безудержное веселье — все это переплелось в музыке этого удивительного гения, имя которому — Вольфганг Амадей Моцарт»

 

И. Кошмина, В. Ильинский

«Путешествие в мир МУЗЫКА»

 

 

  1. В каких жанрах писал Моцарт? _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечисли жанры, в которых особенно ярко проявился гений композитора?____________

________________________________________________________________________________

 

  1. Вспомни определение:

Соната _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

♫  Соната № 11 A – dur (Ля мажор)

 

  1. Когда была создана?______________ В каком городе?_______________________________
  2. Заполни схему строения сонаты. Выдели другим цветом главную часть.
1 часть 2 часть 3 часть
 

 

 

 

 

 

 

 

   

В характеристике частей  укажи:

  1. тональность
  2. размер
  3. форму
  4. характер

 

  1. Как определил название финала сонаты сам Моцарт? _______________________________
  2. Как теперь называют эту часть? ________________________________________________
  3. Дай подробную характеристику финала сонаты ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В характеристике  укажи:

  1. строение части
  2. характеристику тем
  3. тональность тем

 

  1. Отметь новизну и особенности строения сонаты __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Вспомни определение:

Симфония ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Сколько симфоний написал Моцарт?_____________________________________________

 

♫  Симфония № 40 g – moll (соль минор)

! «О горькой правде жизни, о жестокой борьбе, которую приходится вести человеку, о тяжком бремени печалей, забот и треволнений повествует симфония соль минор»

Б. Кремнев

  1. Когда была написана  симфония? _______________________________________________

 

  1. Дай подробную характеристику № 1 части симфонии:
Экспозиция Разработка Реприза
Главная  партия

 

 

Связующая

 

Побочная партия

 

 

Заключительная

 

   

 

В характеристике тем укажи:

  1. тональность
  2. инструменты
  3. характер
  4. особенности мелодического движения
  5. (размер, темп)

 

  1. Дай общую характеристику симфонии 2 – 4 частей симфонии № 40 g – moll.
2 часть 3 часть 4 часть
 

 

 

 

 

 

   

 

В характеристике частей  укажи:

  1. тональность
  2. размер
  3. темп
  4. форму
  5. характер

 

  1. Что отличает симфонии Моцарта от симфоний Гайдна? __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Перечисли известные тебе оперы Моцарта _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких оперных жанрах работал Моцарт? _______________________________________

________________________________________________________________________________

  1. В каком году создана опера «Свадьба Фигаро»? ___________________________________
  2. Напиши имена главных действующих лиц _________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. На сюжет какого произведения написана эта опера? ______________________________

________________________________________________________________________________

 

♫ Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Прослушай и запиши свое впечатление о прослушанной музыке _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что ты знаешь о музыкальном произведении «Реквием»? ___________________________

________________________________________________________________________________

♫ «Реквием» (фрагмент)

Прослушай и запиши свое впечатление о прослушанной музыке _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что ты знаешь о «Маленькой ночной серенаде»? __________________________________

________________________________________________________________________________

♫ «Маленькая ночная серенада» (фрагмент)

Прослушай и запиши свое впечатление о прослушанной музыке _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Какие музыкальные произведения Моцарта ты исполнял? ___________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Прочитай

 

«Дон-Жуан»

Опера в трёх актах

Либретто Л. да Понте

1787

 

К сочинению оперы Моцарт приступил в мае 1787 года. Опера состоит из трёх действий, каждое из которых основано на чередовании контрастных сцен.

Сюжет:

Ночь. Лепорелло жалуется на жизнь. Похождения господина доставляют верному слуге сплошные беспокойства. Сейчас Лепорелло ждёт Дон-Жуана у дома донны Анны. Донна Анна поднимает шум, удерживая пытающегося бежать соблазнителя. Отец донны Анны – старый командор – вызывает Дон-Жуана на поединок и падает, сражённый его шпагой.

Но Дон-Жуан скоро забывает о кровавой ночи, ища новые приключения. Он следует за прекрасной незнакомкой, но с разочарованием узнает в ней давно покинутую донну Эльвиру, страдания которой вызывают у него лишь досаду.

Проходит свадебная процессия. Крестьяне Мазетто и Церлина празднуют свою свадьбу. Молоденькая невеста приглянулась Дон-Жуану. Внезапное появление донны Эльвиры, затем Анны с женихом – доном Оттавио расстраивает планы коварного соблазнителя. С ужасом узнает донна Анна убийцу своего отца и призывает жениха к мести.

Праздник в замке Дон-Жуана. Танцуя с Церлиной, Дон-Жуан незаметно увлекает её из зала. Внезапно раздаются мольбы девушки о помощи. Дон-Жуан и Лепорелло вынуждены бежать.

Дон-Жуан переодевается в платье Лепорелло. Обманом он хочет встретиться с Церлиной. Он поёт серенаду под балконом Эльвиры. Когда же доверчивая донна Эльвира выходит, она падает в объятия Лепорелло, переодетого Дон-Жуаном. Неузнанный Дон-Жуан встречает Мазетто, который вместе с крестьянами ищет оскорбителя Церлины. Ловкий обманщик направляет преследователей по ложному пути и, избив Мазетто, скрывается.

Господин и слуга встречаются ночью на кладбище. Дон-Жуан с беспечным смехом рассказывает о своих похождениях. Внезапно слышится грозный голос статуи убитого командора. Дон-Жуан приглашает статую к себе на ужин.

Зал в замке Дон-Жуана. Эльвира умоляет его оставить порочные увеселения. Внезапно раздаются тяжёлые шаги статуи командора. «Нет!» – гордо отвечает Дон-Жуан на требование покаяться. Слышатся удары грома, сверкает молния. Дон-Жуан падает в бездну.

 

 

«Маленькая ночная серенада»

Серенада для оркестра соль мажор

1787

 

Жанр серенады зародился в Италии в XVII веке и получил большое распространение в инструментальной музыке классического периода в качестве развлекательной, часто исполняемой под открытым небом музыки. Написанная в 1787 году по заказу архиепископа Зальцбургского серенада соль мажор (точный перевод – «Маленькая ночная музыка») представляет собой типичный образец серенады, в данном случае «маленькой симфонии» для струнных инструментов, с четырёхчастным делением, зажигательным сонатным аллегро в первой части, медленным певучим романсом во второй, решительным менуэтом в духе И. Гайдна в третьей части и искрометным рондо в финале. «Маленькая ночная серенада» принадлежит к числу наиболее популярных произведений В. А. Моцарта.

 

 

«Реквием»

для солистов, хора и оркестра

1791

 

Реквием не был закончен композитором. Его закончил ученик Моцарта К. Зюсмайер. Из двенадцати номеров «Реквиема» девять написаны для хора, три – для квартета солистов.

Глубокая скорбь характерна для первой части – «Requiem aeternam» («Вечный покой»). Тема начинается в оркестре, затем её подхватывает хор.

Вторая часть – «Dies irae» («День гнева») – картина страшного суда. Если в первой части сосредоточена скорбь, то здесь – возгласы отчаяния и ужаса.

Среди хоровых номеров «Реквиема» потрясающей выразительностью отличаются «Confutatis maledictis» («Отвергнув тех, кто проклят») и «Lacrimosa» («Слёзная»). В «Confutatis» на фоне основной темы вступает хор – басы и тенора, им противопоставляются умоляющие фразы женских голосов. «Lacrimosa» – кульминация «Реквиема». Игра скрипок напоминает стенания, и на этом фоне в хоре звучит полная печали мелодия.

Контрастирующие части – полная просветления и умиротворённости «Benedictus» («Благословенный») и ликующая «Sanctus» («Свят») – уравновешивают общий, глубоко трагический характер «Реквиема».

 

 

Симфония № 41 «Юпитер»

Симфония до мажор

1788

 

Симфония получила своё название от современников Моцарта из-за её эпичности, монументальности и обилия света. Особенность симфонии состоит в постоянном развитии вплоть до финала, венчающего симфонию, – так величественный купол венчает грандиозный собор. Светлая 1-я часть, где все темы имеют сходный характер, 2-я часть – Andante cantabile, где есть лишь намёк на драматизм, скорее горестное лирическое отступление (обе части написаны в сонатной форме), очаровательный менуэт (3 часть). Все части подводят к финалу, демонстрирующему поразительное полифоническое мастерство Моцарта. По форме – это сонатное аллегро в сочетании с тройной фугой (в фуге – три темы, собственно фуга помещена между главной и побочной партиями). В завершении финала все темы соединяются по законам полифонии. Это – монументальная и выразительная музыка с живыми интонациями.

 

 

 

 

Cловарь

 

Ария (итальянское aria – песня) – законченный по построению эпизод в опере, кантате, оратории, а также отдельное произведение, исполняемое певцом с аккомпанементом, а также часть инструментальной сюиты барочного стиля. Играет основную роль для развернутой характеристики героев в опере. Впервые встречается в музыке эпохи Возрождения, а также в первых операх и применяется в композиторском творчестве до настоящего времени.

Ариозо (по-итальянски arioso – «вроде арии») – небольшая ария свободного построения. Встречаются главным образом в операх и отличаются от арии меньшими размерами и менее драматичным развитием, а также большей частью лирическим содержанием.

Дивертисмент (по-французски divertissement – развлечение) – развлекательное сценическое представление, зародившееся в XVII веке при французском дворе (Люлли, Рамо), включающее номера разнообразного характера: танцы, песни в операх, балетах, часто не связанные с основным сюжетом, в XVIII веке – циклическое оркестровое произведение веселого характера (Гайдн, Моцарт).

Зингшпиль (от немецких singen – петь и Spiel – игра) – немецко-австрийская разновидность комической оперы. Эпоха расцвета зингшпилей – 2-я половина XVII века. Примером могут служить произведения И.             Гайдна, В.      Моцарта.

Камерная музыка (по-итальянски camera – комната) – инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Первоначально, в XVI веке, камерной называли светскую музыку, противопоставляя ее церковной. В наше время камерная музыка (дуэты, трио, квартеты и другие ансамбли, произведения для различных инструментов, романсы, песни и т. п.) противопоставляется симфонической, хоровой и театральной музыке, рассчитанной на большое число исполнителей.

Каватина – лирико-повествовательная оперная ария, отличающаяся простым песенным складом и отсутствием значительных темповых контрастов.

Капельмейстер (от немецкого Kapellmeister) – в XVI-XVIII вв. руководитель хоровых, инструментальных и вокально-инструментальных капелл; с XIX века – дирижер театральных, военных, симфонических оркестров.

Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них. Квартетами называются также произведения для такого ансамбля. Вокальные квартеты (женские, мужские, смешанные) существуют как камерный жанр и как отдельные номера в операх, ораториях, кантатах. Инструментальные квартеты – камерный жанр; один из важнейших видов камерной музыки – струнный квартет (2 скрипки, альт, виолончель); меньшее значение имеет фортепианный квартет (фортепиано и 3 струнных). Квартетами для инструментального состава принято называть только сочинения, по форме являющиеся сонатными циклами; пьесы, написанные в других формах, носят другие названия.

 

Клавесин – старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, распространенный в XVI-XVIII веках. Непосредственным предшественником его являются цимбалы, к которым еще в XIV веке начали присоединять клавишный механизм. Однако первые достоверные сведения о клавесине относятся к началу XVI века. Тогда же определились и основные конструктивные особенности инструмента: внешне клавесин схож с современным роялем; струны разной длины и настройки приводились в звучание щипком (при нажатии клавиши стержень из вороньего пера зацеплял соответствующую струну). Звук клавесина был относительно сильным, но динамически однообразным. Для достижения различных тембровых оттенков инструмент обычно снабжали несколькими рядами струн и несколькими мануалами (по типу органа). В разных странах клавесин и его разновидности имели различные наименования: в Англии – арпсихорд, вёрджинел; в Италии – клавичембало (сокращенно – чембало); во Франции – спинет. В конце XVIII века клавесин (подобно клавикорду) был постепенно вытеснен фортепиано. В наши дни в связи со стремлением исполнять старинную музыку в ее подлинном инструментальном составе интерес к клавесину возрождается.

 

Комическая опера – опера комедийного содержания, сложившаяся в странах Европы в XVIII веке. Музыкальные номера – арии, ансамбли и т. п. – перемежались разговорными сценами, в некоторых случаях речитативом. Комические оперы в XVIII веке писали: в Италии – Д. Перголези, во Франции – А. Гретри, в Австрии – И. Гайдн, В.Моцарт.

 

Либретто (итальянское libretto – книжечка) – литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом оперы. Часто под «либретто» подразумевают краткий пересказ содержания оперы, балета, оперетты.

 

Опера-буффа (по-итальянски buffa – комическая) – итальянская разновидность комической оперы. Эпоха расцвета оперы-буффа – XVIII – начало XIX века. Благодаря веселым, занимательным сюжетам (преимущественно из городского быта) и мелодичной музыке, близкой народной песенности, жанр оперы-буффа пользовался популярностью среди демократических слоев населения.

Опера-сериа (по-итальянски seria – серьезная) – распространенный в XVII-XVIII вв. жанр итальянской оперы на мифологический или исторический сюжет. Содержание опер было трагедийным, в центре стоял герой, его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, оснащенное богатыми и разнообразными украшениями; хоры и балет отсутствовали. Крупнейшие мастера оперы-сериа – А. Скарлатти, Г. Гендель.

Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для хора, оркестра или камерного ансамбля, в которой сведены воедино партии отдельных голосов и инструментов.

Реквием – многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, органа и оркестра. Реквием возник как заупокойное песнопение на латинский текст, но позже утратил обрядовый характер и перешел в концертную практику. Название происходит от первых слов текста «Requiem aeternam» – «вечный покой».

Рефрен – основной раздел рондо; повторяется несколько раз, чередуясь с другими разделами – эпизодами.

Речитатив (итальянское recitare – декламировать) – род вокальной музыки, как правило, ритмически и интонационно близкий к напевной речевой интонации. В музыкальной практике различают два вида речитативов: речитатив secco (сухой) – близкий к разговорной речи («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини); и речитатив accompaniato (аккомпанированный) – более мелодически развитый, с насыщенным музыкальным сопровождением.

Струнный квинтет – ансамбль из пяти исполнителей на струнных смычковых инструментах. В его состав обычно входят 2 скрипки, 2 альта, виолончель. Для струнного квинтета писали В. Моцарт, Л. Бетховен.

Тема с вариациями – музыкальная форма, состоящая из темы и видоизмененных её повторений – вариаций. В музыкальной литературе вариации появились в XV веке и получили развитие в XVI-XVII вв., как одна форм, выросших из импровизации, особенно в сочинениях для органа и клавесина. До настоящего времени – одна из самых популярных музыкальных форм. Вариации пишутся на собственные темы, на темы других композиторов или народные.

Трехчастная форма – музыкальная форма, состоящая из 3-х разделов: крайние (первый и третий) совершенно одинаковы или сходны, средний отличается от них и часто бывает резко контрастным.

 

 

 

 

 

 

Для расширения кругозора

 

 

Современник Й. Гайдна и В. А. Моцарта

 

Глюк Кристоф Виллибальд (1714 – 1787)

 

 

Родился в Эрасбахе (Бавария, Германия). Сын лесничего из Вейденванга, имения князя Лобковица. В раннем детстве вместе с родителями Глюк переезжает в Чехию. Вначале будущий композитор учился музыке в Хомутове, а затем в Пражском университете. Тяжелое материальное положение вынуждает его зарабатывать на жизнь уроками музыки. В 1736 году Глюк переезжает в Вену. Покровительствовавший ему меценат князь Лобковиц посылает Глюка в Милан для завершения музыкального образования. В это же время композитор создаёт свои первые оперы, которые с успехом идут на Миланской сцене, и получает приглашение на должность директора лондонского Итальянского оперного театра (вместо Генделя).

В 1746-1748 гг. он неоднократно меняет место своего жительства, пока наконец не оседает в Вене. Здесь он становится популяризатором французской музыки, производившей на него сильное впечатление. Хотя Глюк по происхождению немец, французы считают его своим самым выдающимся композитором.

В 1754–1764 гг. он был дирижёром и композитором придворной оперы. В это время композитор написал много опер для Вены, Копенгагена, Неаполя, Рима и других городов. В 1774 году Глюку присваивается звание действительного императорского и королевского придворного композитора.

В эти годы в Европе шли споры между сторонниками французской оперы – «глюкистами» и сторонниками итальянской оперы – «пиччинистами» (сторонниками музыки Пиччини). Спор этот окончился победой Глюка. В 1779 году Глюк тяжело заболел и постановка его последней оперы в театре «Гранд-Опера» шла без него. Последние годы жизни Глюка прошли в Вене.

Из 46 опер Глюка до сих пор на сцене удержались «Орфей и Эвридика», «Алькеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде», написанные с великолепным знанием сцены, с большим мастерством и умением подчеркивать драматические моменты. Кроме того, Глюк создал множество хорально-инструментальных произведений, балет «Дон Жуан», 6 симфоний, оратории и т. д.

 

«Орфей» («Орфей и Эвридика»)

Опера в трёх действиях

Либретто Раньеро да Кальцабиджи

1762

 

Премьера состоялась 5 октября 1762 года в Вене.

Глюк вошел в историю музыки как реформатор оперного театра. К тому моменту, когда он создал первое реформаторское сочинение – оперу «Орфей», на сценах Европы царствовала итальянская опера – ослепительное зрелище костюмов и декораций, певцы-виртуозы, мифологические сюжеты, герои и героини, далёкие от реальности, определённые движения и жесты для выражения того или иного чувства. Глюк, всегда, даже в рамках сложившегося стиля, пытавшийся оживить застывший оперный жанр, встретил сподвижника – либреттиста Кальцабиджи. Их объединила мысль об опере, пронизанной драматизмом. Сочетание малого количества слов с ярко звучащей музыкой и большими зрелищными эффектами должны придать неповторимый характер новой опере. Текст должен быть сжатым и впечатляющим. Авторами была выбрана древняя фракийская легенда о поэте и певце Орфее.

«Орфей» гораздо ближе и понятнее, чем итальянские оперы XVIII века, называемые «концертами в костюмах». Глюк объединяет драматическое и музыкальное начала, даёт яркие характеристики персонажей. Имеет значение каждый эпизод – и речитативы, и арии, и хоровые сцены. Есть вставные номера, останавливающие действие (танцевальные дивертисменты), но некоторые балетные сцены вписываются в общую драматургию (танцы фурий). «Орфей» – реформаторская опера эпохи классицизма.

Сюжет:

Орфей оплакивает Эвридику, умершую от укуса змеи. Скорбь Орфея трогает бога любви Амура. Он даёт Орфею совет: взять свою лютню и отправиться в подземное царство. Но нужно быть осторожным, и когда Орфей отыщет возлюбленную, пусть не смотрит на неё, пока они не выйдут на солнечный свет.

У входа в страну теней – Тартар – Орфей усмиряет своей музыкой фурий-стражниц. В царстве усопших душ – Элизиуме – Орфей находит Эвридику. Пение и танцы рисуют красоту Элизиума, картину счастья.

Орфей должен вывести Эвридику в царство живых. Он не смотрит на неё, и Эвридика думает, что Орфей её разлюбил. Она плачет, страдает и готова вернуться – Орфей не выдерживает и оглядывается. В тот же момент Эвридика падает бездыханной. Отчаяние Орфея безгранично, он хочет умереть. Амур, растроганный горем Орфея, возвращает Эвридику к жизни.

Он выводит влюблённых к свету. Хор приветствует их, восхваляет могущество любви.

 

 

 

 

 

Выполни задания теста:

 

 

Тест на опознание

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Был ли Моцарт членом Болонской Академии? а) да

б) нет

  1
2 Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта»? а) да

б) нет

  1
3 Слышал ли Моцарт последние симфонии Й. Гайдна? а) да

б) нет

  1

 

 

Тест на различение

1 Тональность симфонии № 40 а) до минор

б) соль минор

в) ми-бемоль мажор

  1
2 «Реквием» Моцарта — это… а) оратория

б) кантата

в) заупокойная месса

  1
3 Произведение Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле» а) симфония № 40

б) соната № 11

в)  «Маленькая ночная серенада»

  1

 

 

 

 

Тест на классификацию

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Соотнесите данные определения с названиями музыкальных произведений: 1. австро-немецкая комическая опера

2. итальянская опера на историко-мифологические сюжеты

3. законченный по построению номер в опере

4. род вокальной музыки, приближающийся к бытовой речи

5. литературный текст оперы

 

а)  либретто

б)  ария

в)  речитатив

г)  опера-сериа

д) зингшпиль

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
2 Найдите соответствующие города событиям в жизни Моцарта определения: 1.  Премьера оперы «Митридат, царь Понтийский»

2.  Создание сонаты  № 11 ля мажор

3.  Место рождения

4.  Премьера оперы «Дон Жуан»

5.  Присуждение почетного звания члена филармонической академии

 

а) Париж

б) Милан

в) Болонья

г) Прага

д) Зальцбург

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
3 Соотнеси даты жизни композитора с событиями: 1.  Премьера оперы «Свадьба Фигаро»

2.  Избрание членом  Болонской Филармонической академии

3.  Создание № 40 симфонии

4.  Переезд в Вену

5.  Рождение

 

а)   1770

б)   1786

в)   1781

г)   1756

д)   1788

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5

 

 

 

2 УРОВЕНЬ

 

Тест — подстановка

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Назови 3 оперы Моцарта 1.

2.

3.

3
2 Назови 3 героев оперы «Свадьба Фигаро» 1.

2.

3.

3
3 Назовите 3 жанра, в которых наиболее ярко проявилось мастерство композитора 1.

2.

3.

3

 

 

Конструктивный тест

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Что объединяет оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» с оперой Россини «Севильский цирюльник»?  

 

 

 

3
2 Что объединяет оперу —буффа и оперу — зингшпиль?

 

 

 

 

 

3
3 Что объединяет  Гайдна и Моцарта?  

 

 

 

3

 

 

Тест-поиск

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Отметь характерные черты творчества Моцарта  

 

 

 

 

 

 

 

5
2 Гайдн и Моцарт — венские классики. Отметь схожие черты и различия творчества композиторов.   5
3 Какую роль, по твоему мнению, сыграл в жизни композитора его отец — Леопольд Моцарт?  

 

 

 

 

 

5

 

 

3 УРОВЕНЬ

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Как ты понимаешь высказывание Гете о произведениях Моцарта: «В них сила созидания, которая действует от поколения к поколению, и эта сила долго не исчерпает себя и не исчезнет»

Обоснуй ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10
Эталон 64
Количество набранных баллов  

 

Напиши мини-сочинение о  своем отношении к  музыке Моцарта

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

 

 

 

 

 

Leave a Comment