Франц Шуберт

Франц ШубертФранц Шуберт 1797  – 1828

31 января, Лихтенталь-19 ноября, Вена

Франц ШУБЕРТ – первый представитель эпохи романтизма.

В своих произведениях композитор раскрывает необъятный мир человека — мечтательный, страдающий, протестующий,

передает его сокровенные мысли и чувства.

 

« От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим…»

 «Нет никого, кто понимал бы радость и боль других. Нам только все время кажется, что мы идем вместе и идем вперед. Какая это пытка для тех, кто это признает!» 

Ф. Шуберт

 «Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившем свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность» П. И. Чайковский  

«…Он достиг настолько своеобразной манеры обращения с инструментами и оркестровой массой, что они звучат, как человеческие голоса и хор»

Р. Шуман

 

 

«Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды»

Грильпарцер

 «Простой, без претензий и добродушный… он был наиболее счастливым в компании друзей» А. Штадлер (школьный друг) 

«Он ничего не сделал для того, чтобы расширить формальные границы симфонии или сонаты, но он наделил их магической, романтической и прекрасной естественностью, которой никто до сих пор не достигал»

Д. Гроув, издатель «Словаря музыки и музыкантов»

 

«Нет ни одной песни Шуберта, от которой нельзя было бы чему-нибудь научиться»

И. Брамс

 

 

 

Родился в предместье Вены Лихтентале (Австрия). Сын учителя. С одиннадцати лет Шуберт участвовал в императорском хоре. Его выдающиеся способности были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. Сальери занялся его образованием в области теории и игры на фортепиано.

Но отец предназначил Шуберту карьеру учителя и как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Так как профессия учителя освобождала от военной службы, Шуберт уступил требованиям отца.

Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дома. Он не был допущен даже к умирающей матери. Однако Шуберт продолжал заниматься исключительно композиторским творчеством. Не имея твёрдого заработка, он постоянно испытывал нужду и лишения. Шуберт не получил при жизни славы и признания. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески пропагандировали произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» – вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.

1827 год принес Шуберту большой успех. Друзьям удалось организовать концерт из его произведений. Это был единственный концерт в жизни композитора. Он принёс довольно большой доход и весьма лестные для Шуберта рецензии. Но в следующем году композитора уже не было в живых. Шуберт в течение всей своей жизни ни разу не был за границей и из Вены выезжал всего лишь несколько раз: один раз – в Горную Австрию, другой – в Штирию, и дважды – в резиденцию мецената Эстергази, где летом выступал перед знаменитыми любителями музыки.

Значительная часть произведений Шуберта была обнаружена лишь много лет спустя после смерти композитора, который при жизни не заботился о своих произведениях и ничего не предпринимал ни для их публичного исполнения, ни для издания.

 

 

 

! Ф. Шуберт — первый представитель эпохи романтизма.

 

  • Современник Бетховена, но в отличие от него, Шуберт выдвинулся как художник не в годы революционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха общественно-политической реакции.
  • Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки быта — домашние, личные,  во многом напоминающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника.
  • Совпадающее по времени бетховенское и шубертовское творчество отличаются одно от другого, так как относятся к различным музыкальным стилям. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым композитором – романтиком.

 

  1. I. Жизненный путь

 

  1. 1. Где и когда родился Шуберт? ____________________________________________________
  2. Что ты знаешь о семье Шуберта?_______________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. 3. Где проходили годы учения Шуберта?_____________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. На каких инструментах играл Шуберт? __________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Что такое «шубертиады»? Кто принимал в них участие? ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько при жизни композитора состоялось концертных исполнений его произведений? ________________________________________________________________________________
  2. Шуберт и Бетховен жили почти в одно время в Вене. Были ли они лично знакомы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие личные качества и черты были присущи композитору?_________________________

________________________________________________________________________________

  1. Как сложилась судьба музыки Шуберта при жизни композитора? ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто были друзья Шуберта? Как они относились к композитору?____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая надпись была высечена на памятнике Шуберту? Как ты понимаешь смысл этих слов? ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. II. Творчество Шуберта. Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около тысячи пятисот произведений в различных областях музыки:

 

  • 9 симфоний (одна пропала), самая известная – «Неоконченная симфония» № 8
  • музыку к зингшпилю «Розамунда»
  • «Немецкий реквием»
  • Около 600 песен
  • вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»
  • произведения для фортепиано
  • трио, квартеты, квинтеты
  • сонаты для фортепиано, скрипки
  • мессы, кантаты
  • оперы

 

! В творчестве Шуберта, как первого представителя романтизма, ведущим принципом стало противопоставление обыденности и мечты, миру мещанства — правда, искренность, чистота чувств.

 

  • Важнейшей областью творчества композитора была песня, которую он поднял на уровень большого искусства, сделав ее равноправной в ряду других важнейших жанров музыки.
  • Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.
  • К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его фортепианное творчество. Значительную часть наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры), каждая из которых передает определенное душевное состояние. Его фортепианные сочинения близки бытовой музыке.
  • Композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает его сокровенные мысли и чувства. Музыкальное творчество Шуберта проникнуто простыми и искренними чувствами, оно непосредственно и эмоционально.

 

  1. Что такое романтизм?________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Что стало ведущими принципами романтизма в музыке? ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечисли имена композиторов-романтиков _______________________________________

________________________________________________________________________________

 

  1. Что стало главным достижением музыкального романтизма? _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К каким жанрам тяготел Шуберт? ______________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Сколько песен написано Шубертом? ______________________________________________
  2. Кто является «героем» песен Шуберта? __________________________________________

________________________________________________________________________________

♫  Песни: «Серенада», «Форель»

  1. Дай определение:

Серенада _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Напиши свое впечатление об услышанном _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дай определение:

Баллада ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

♫  Баллада «Лесной царь»

  1. Кто автор поэтических строк?_________________________________________________
  2. Чем баллада отличается от песни? _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи роль фортепианной партии ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто из композиторов создал один из первых вокальных циклов? ______________________
  2. Перечисли вокальные циклы Шуберта ____________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Кто автор поэтических строк «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути»?

________________________________________________________________________________

♫  Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (песни на выбор)

  1. Напиши названия песен, входящих в цикл «Прекрасная мельничиха»___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши названия песен, которые ты прослушал ___________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Каков «лирический герой» этого цикла? __________________________________________

________________________________________________________________________________

♫  Вокальный цикл «Зимний путь» (песни на выбор)

  1. Напиши названия песен, входящих в цикл «Зимний путь»____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши названия песен, которые ты прослушал ___________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Каков «лирический герой» этого цикла? __________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какие черты присущи вокальному творчеству Шуберта? __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Комната и инструмент Шуберта)

  1. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Какие жанры в фортепианной музыке Шуберт ввел впервые? _______________________

________________________________________________________________________________

♫  Фортепианные миниатюры (на выбор)

  1. Запиши названия прослушанных фортепианных произведений _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери наиболее понравившееся и напиши свое впечатление о прослушанном __________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. На какое исполнение (концертное или домашнее) своих фортепианных миниатюр рассчитывал композитор? ________________________________________________________

♫  Симфония № 8 «Неоконченная» hmoll (си минор)

  1. Когда была написана симфония?________________________________________________
  2. Когда состоялось первое исполнение «Неоконченной» симфонии?_____________________

________________________________________________________________________________

  1. Почему симфонию называют «Неоконченной»?____________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Можно эту симфонию назвать романтической? __________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Дай подробную характеристику № 1 части симфонии:
Вступление Экспозиция Разработка Реприза
 

 

 

 

 

 

 

Главная  партия

 

Связующая

 

Побочная партия

 

Заключительная

   

В характеристике тем укажи:

  1. тональность
  2. инструменты
  3. характер
  4. особенности мелодического движения
  5. (размер, темп)

 

  1. Сколько всего симфоний написал Шуберт? _______________________________________
  2. Выпиши основные черты творчества Шуберта __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова историческая роль Шуберта в музыкальном искусстве? _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Прочитай

 

«Прекрасная мельничиха»

Вокальный цикл для голоса и фортепиано

1823

 

Написан в 1823 году. Цикл состоит из 20 песен на стихи Вильгельма Мюллера, иногда его называют «романом в письмах». Каждая песня – отдельный лирический эпизод, вместе они образуют единую сюжетно-повествовательную линию. Тема любви переплетается в музыке с романтикой странствий – одним из идеалов романтизма. Здесь же – картины природы, окрашенные душевными переживаниями рассказчика. Композитор почувствовал народный характер поэзии Мюллера, не зная, что поэт писал «Прекрасную мельничиху» по образцу знаменитого сборника народных стихов «Чудесный рог мальчика». В шубертовском цикле большинство песен написаны в простой куплетной форме, типичной для австрийских народных песен. Шуберт создал особый тип музыкальной драматургии, открыл возможность сюжетного развития в вокальном цикле. Музыкальное единство цикла композитор подчеркнул в фортепианном сопровождении темой ручейка. Вокальные циклы Шуберта («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь») – шедевры вокальной музыки романтизма, положившие начало традиции, продолженной в творчестве Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа, Г. Малера.

Сюжет:

Юноша, подмастерье мельника, отправляется в путь. Он идёт вдоль ручья (песни «В путь», «Куда»). Его внимание привлекает вид мельницы («Стой»). Герой влюбляется в прекрасную дочь мельника («Благодарность к ручью») и остается на мельнице («Праздничный вечер»). Любовь порождает надежды на счастье («Желание знать», «Нетерпение», «Утренний привет», «Цветы мельника», «Дождь слёз»). Драматическая кульминация цикла – песня «Моя». Герой полон ликования и счастья. Тихая идиллия («Пауза», «С зеленой лентой лютни») длилась недолго. Вскоре появился соперник («Охотник»). Героя одолевают тревога и смятение («Ревность и гордость»), его душевные терзания усиливаются («Любимый цвет», «Злой цвет», «Засохшие цветы»). Юноша тревожился не напрасно – прекрасная мельничиха отвергла его. Герой находит забвение и утешение у ручейка («Мельник и ручей», «Колыбельная ручья»).

 

Cловарь

 

Вокальный цикл – ряд романсов или песен, связанных единством образно-художественного замысла. В классической музыке встречаются вокальные циклы различного масштаба (от 3-4 романсов или песен до 20 и более). Первый вокальный цикл («К далекой возлюбленной») создан Л.           Бетховеном. Замечательные образцы этого жанра принадлежат Ф. Шуберту («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»), Р. Шуману («Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины»). Вокальные циклы привлекали внимание русских композиторов М.        Глинки, А. Рубинштейна, П. Чайковского и особенно М. Мусоргского («Детская», «Песни и пляски смерти»). Этот жанр получил дальнейшее творческое развитие в современной музыке (Д.    Шостакович, Г. Свиридов и др.).

Баллада (от итальянского ballare – танцевать) литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже – песню о драматических событиях. Баллада получила распространение как музыкальная форма в творчестве композиторов-романтиков в XIX веке (Шуберт, Лист, Шопен и др.).

Вальс (от немецкого walzen – раскатывать) один из популярнейших бальных танцев XIX-XX вв. Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский крестьянский танец лендлер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами и подвижной мелодикой. Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтическим полетом чувства. Благодаря этим чертам вальс получил широкое применение в музыкальной литературе

Лендлер – австрийский народный танец. В начале XIX века распространился как бальный танец в Австрии и Германии. Лендлер – ближайший предшественник вальса. Использовался в творчестве многих композиторов (И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Шуберт).

Марш – пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, различных шествий (французское marche – ходьба). Широко применяется в профессиональной классической музыке

Миниатюра (по-итальянски miniatura – небольшое художественное украшение) – общее название небольших инструментальных пьес, часто имеющих название

Песня – одна из простейших форм вокальной музыки. Известна с древнейших времен. Предназначается для исполнения одним или несколькими голосами с сопровождением или без него. Песня отличается простым строением, небольшой протяженностью и, как правило, несложной фактурой. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню.

Пьеса – небольшое, как правило, инструментальное музыкальное произведение.

 

Романтизм – термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм – художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам. Применительно к музыке этот термин впервые упоминается Э. Т. А. Гофманом. В инструментальной музыке большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Среди вокальных форм возрастает роль баллады, сцены, поэмы. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.

Серенада – любовная песня под окном возлюбленной; жанр лирической песни (вокальной или инструментальной), связанной с поэтическими образами любви.

Экспромт –  жанр инструментального произведения в характере свободной композиции и изложения.

 

 

Для расширения кругозора

 

Современники Ф. Шуберта

 

Вебер Карл-Мариа (1786 – 1826)

 

Родился в Эйтине (Северная Германия). Его отцу – директору театра – часто приходилось менять место жительства, поэтому менялись и учителя музыки у Карла. В пятнадцатилетнем возрасте Вебер, к тому времени уже автор многих произведений, в том числе трёх опер, занял место дирижёра в городском театре во Вроцлаве. Во время наполеоновских войн Вебер продолжает творческую деятельность, В 1813 году он становится директором городского театра в Праге. С 1816 по 1821 год Вебер разъезжает с гастролями, выступая в концертах как пианист. Его оперы «Вольный стрелок» и «Эврианта», поставленные в Берлине и Вене сразу же после их написания, приносят Веберу мировую славу.

В 1817 году Вебер переехал в Дрезден, где был дирижёром и руководителем оперного театра до конца своей жизни. Однако прогрессирующий туберкулез всё более подтачивал здоровье композитора. Смерть настигла его в то время, когда он готовил к постановке на лондонской сцене свою последнюю оперу «Оберон».

Вебер, кроме того, написал два фортепианных концерта, концертштюк для фортепиано, два концерта для кларнета, один – для фагота, две симфонии, целый ряд камерных, фортепианных и вокальных произведений. Однако самое большое значение имеют его оперы, сюжеты которых, как правило, основаны на немецких легендах. В музыкальном отношении они тесно связаны с немецкой народной музыкой. Композитор великолепно владел мастерством оркестровки, умело раскрывая с помощью оркестра различные настроения и сценические ситуации. Творчество Вебера оказало большое влияние на следующие поколения композиторов. Его фортепианные произведения, выдержанные в духе немецкого романтизма, представляют несомненный интерес с точки зрения фортепианной техники.

 

«Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»)

Опера в трёх действиях

Либретто Фридриха Кинда по сюжету из сборника народных сказок Апеля и Лауна

1821

 

Премьера состоялась в Берлине 18 июня 1821 года. Эта дата справедливо считается днем рождения немецкой романтической оперы. Творчески используя традиции немецкого зингшпиля, композитор создал произведение, яркое и свежее по мелодическому языку, глубоко народное по содержанию. Основная идея оперы – борьба света и тьмы – нашла отражение в знаменитой увертюре, часто звучащей на концертных эстрадах мира.

Сюжет:

События происходят в Чехии. В деревне проходит состязание стрелков. Сегодня повезло крестьянину Килиану. Княжеский егерь Макс, влюбленный в Агату, потерпел поражение. Он мечтает победить на завтрашнем состязании и получить в жены любимую. Каспар, продавший душу дьяволу, хочет заставить Макса воспользоваться услугами злого духа и отправить юношу вместо себя в ад. Макс, взяв у Каспара чудодейственное ружье, с первого выстрела попадает в орла. Теперь Каспару легко уговорить Макса придти ночью в Волчье ущелье и отлить заколдованную пулю.

При встрече Агата рассказывает Максу о том, что на неё упал портрет её прадеда. Узнав, что это произошло в тот момент, когда он убил орла, Макс пришел в ужас. Он торопится уйти: его ждёт Каспар. Агату мучают тяжелые предчувствия.

В Волчьем ущелье Каспар просит у дьявола семь чудесных пуль. Они договариваются, что последняя колдовская пуля убьет Агату. Вместе с ней от горя умрет и Макс, а его душа будет принадлежать дьяволу. Макс приходит в ущелье, и они с Каспаром отливают семь пуль. В это время начинается буря – валятся деревья, рушатся скалы, гремит гром.

Утром на охоте Макс тратит шесть волшебных пуль. Для состязаний стрелков у него остается только одна пуля, и Макс не знает, что эта пуля должна поразить Агату. А девушка, готовя подвенечный наряд, находит вместо венца невесты погребальный венок. Вместо венка она прикалывает к волосам розу, подаренную ей святым отшельником.

На состязаниях Макс готовится к выстрелу, Агата тщетно пытается ему помешать. Гремит выстрел, и девушка падает на землю. Но она жива – роза защитила её от дьявольской пули. Вместо неё погиб Каспар. Макс кается в своём грехе. Святой отшельник спасает юношу от изгнания. Но в наказание свадьбу Макса и Агаты князь откладывает на год.

 

 

Выполни задания теста:

 

Тест на опознание

 

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а) да

б) нет

  1
2 Шуберт создал жанр вокальной баллады? а) да

б) нет

  1
3 Шуберт был знаком с Бетховеным? а) да

б) нет

  1

 

Тест на различение

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Какой вокальный цикл не принадлежит Шуберту? а) «Прекрасная мельничиха»

б) «К далекой возлюбленной»

в) «Зимний путь»

  1
2 Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта а)  классицизм

б)  романтизм

в)  импрессионизм

  1
3 Шуберт родился в Лихтентале — предместье… а) Берлина

б) Вены

в)  Варшавы

  1

 

Тест на классификацию

 

Вопрос Варианты ответа Ответ Эталон

 

1 Соотнесите данные определения с жанрами музыкальных произведений: 1. жанр произведения в характере свободной композиции и изложения

2. основной жанр народного музыкального творчества

3. жанр лирической песни, связанной с образами любви

4.  пьеса с содержанием, навеянным картинами былого, народными сказаниями

5. инструментальная миниатюра

 

а)  баллада

б)  песня

в)  музыкальный момент

г)  серенада

д)  экспромт

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
2 Определи из каких песен данные слова: 1. «Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…»

2. «Песнь моя летит с мольбою…»

3. «В движенье мельник жизнь ведет, в движенье…»

4. «Дитя, оглянися, младенец, ко мне…»

5. «Тяжка печаль, и грустен свет, ни сна, ни покоя мне…нет…»

 

а)  «Лесной царь»

б)  «В путь»

в)  «Форель»

г)  «Маргарита за прялкой»

д)  «Серенада»

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5
3 Соотнесите данные  жанры с названиями музыкальных произведений Шуберта: 1. песня

2. симфония

3. баллада

4. фортепианная миниатюра

5. вокальный цикл

 

а)  «Лесной царь»

б)  «Зимний путь»

в)  «Неоконченная»

г)  «Музыкальный момент»

д)  «Форель»

1.        _____)

2.         _____)

3.         _____)

4.         _____)

5.         _____)

5

 

 

2 УРОВЕНЬ

 

Тест — подстановка

 

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Назови 3 жанра, впервые введенные Шубертом 1.

2.

3.

3
2 Назови 3 песни  из вокального цикла «Зимний путь» 1.

2.

3.

3
3 Назовите 3 жанра, в которых наиболее ярко проявилось мастерство композитора 1.

2.

3.

3

 

 

Конструктивный тест

 

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Что объединяет Шуберта, Шопена и Шумана?  

 

 

3
2 Что объединяет песни «В путь», «Мельник и ручей», «Колыбельная ручью»?   3
3 Что объединяет понятия: классицизм, барокко, романтизм?  

 

 

3

 

Тест-поиск

 

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Отметь характерные черты творчества Шуберта  

 

 

 

 

5
2 Чем объясняется интерес Шуберта к жанрам малых форм: песне, фортепианной миниатюре?

Обоснуй ответ

 

 

 

 

 

 

5
3 Надгробная надпись гласит: «Смерть здесь похоронила богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды»

Почему такие слова посвящены Шуберту?

 

 

 

 

 

 

 

5

 

3 УРОВЕНЬ

 

Вопрос Ответ Эталон

 

1 Как ты понимаешь разницу двумя между разными музыкальными стилями:  классицизм и романтизм?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10
Эталон 64
Количество набранных баллов  

 

Напиши мини-сочинение о  своем отношении к  музыке Шуберта

 

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master