Испытания человека войной в рассказе М.А. Шолохова

zVLLUJeq_CEг. Актобе

 Средняя школа  Каныша Сатпаева

Открытый урок

 Тема: Испытания человека войной в рассказе М.А. Шолохова

«Судьба человека»

Учитель русского языка : Биримкулова Г.С.

  • Цель: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.
  • Показать значение его творчества и общественной деятельности.
  • Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
  • Знакомство с рассказом «Судьба человека»
  • Воспитание нравственных качеств на материале художественного произведения.
  • Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
  • Формирование навыко в самоконтроля при выполнении заданий и работы в коллективе.
  • Развитие речи, логики, мышления, творческих способностей.
  • Обогащение словарногозапаса.
  • Привитие любви к чтению художественной литературы.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: 1 группа – презентация «Жизнь и творчество М.А. Шолохова».

2 группа – презентация «Великая Отечественная война»

Ход конкурса:

  1. Организационный момент
  2. Психологический настрой.
  3. Приветствие команд.
  4. Организация плана урока

1.Словарная работа.

  1. . Работа в группах:

1 группа – Жизнь и творчество М.А. Шолохова

2 группа –  Историческая справка о Великой Отечественной войне.

  1. История создания произведения.
  2. Обзорное знакомство с рассказом «Судьба человека».
  3. Психологический портрет героя рассказа
  4. Кластер «Андрей Соколов»
  5. А знаете ли вы?
  6. Игра «Кто быстрее».
  7. Диагностика знаний. Тест.
  8. Вывод.

11.Рефлексия.

12.Творческие задания.

  1. Мониторинг урока.
  2. Словарь урока:
  • Рассказ–прозаический жанр малого объема, где повествуется, как правило, об одном художественном событии.
  • Судьба—
  • Стечениеобстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.
  • Доля, участь.
  • История существования кого-чего-нибудь.
  • Будущее, то, что случится (СловарьС.И. Ожегова).

Персонаж – (от лат. – лицо, личность) – действующее лицо художественного произведения.

Характер – совокупность всех психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

(Ожегов С.И. Словарь русского языка)

  1. Презентация 1 группы – Жизнь и творчество М.А. Шолохова
  2. Презентация 2 группы – Великая Отечественная война
  3. История создания произведения «Судьба человека»
  4. Краткое содержание рассказа «Судьба человека»
  5. Работа с иллюстрациями к рассказу
  6. Закрепление . А знаете ли вы?

Какова тема данного произведения?

Какова композиция произведения?

Насколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

  1. Создание кластера «характеристика А. Соколова»
  2. Игра «Кто быстрее»

В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)

Что меняет быт главного героя? (Война.)

Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.)

Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.)

Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.)

Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.) .

Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

  1. Диагностика знаний учащихся. Тест.
  2. Вывод: Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место,где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое,достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
  3. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых  ситуациях  сохранить  человека. И тогда  уже после  мировых катаклизмов по весенней земле  на встречу Будущему будут шагать человек не сгибаемой воли и маленький мальчик с простым русским именем.
  4. Рефлексия: Почему Андрея  Соколова можно назвать мужественным человеком?
  5. Как вы  понимаете, что  такое мужество? Почему  мы можем  сказать, что мужество советских  людей  и их любовь к  Родине помогли победить  врага? Какие  примеры мужества советских людей вы  знаете?
  6. Почему М.Шолохов  назвал свой  рассказ “Судьба  человека”, а  не “Судьба  Андрея  Соколова”.
  7. Какой вывод  вы  сделали  для себя  из  этого  урока?
  8. Домашнее задание.
  9. Расспросите дома об участии в  Великой Отечественной   войне своих родных ( деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ “Судьба  моего  деда  (прадеда).
  10. Сделать рисунки к рассказу. Они  будут  оцениваться отдельно.
  1. Мониторинг урока
  2. Итог урока

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

 

 

 

 

 

 

Leave a Comment