Юмор в рассказах А.П.Чехова

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: Юмор в рассказах А.П.Чехова

Цель:  формирование коммуникативных навыков, углубить знания о личности писателя; изучить ранние рассказы , инсценировать эпизод рассказа «Хамелеон»

Тип урока: усвоение новых знаний с применением стратегий критического мышления

Оборудование: стенд о писателе; слайды  с высказываниями великих людей о юморе, пословицы и поговорки, рисунки учащихся

Ход урока:

Слайды Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание
№1

 

 

 

 

 

          2 мин

 

 

2 мин

 

Организационный материал

Откройте тетради, запишите дату, тему урока «Юмор в рассказах А.П.Чехова.

 

2 мин

Слово учителя Запись в тетради

 

 

Ввод в тему с целью выяснения нравственных понятий

№2   Эпиграф к уроку:

«Не понимает человек шутки – пиши пропало»

А.П.Чехов

  Запись в тетради

 

 
№3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№4

                                                            5мин

 

 

«Мозговой штурм»                                               Что такое смех?

Ваши ассоциации со словом смех.

усмешка

шутка                                                                                 веселье

Смех

 

 

 

 
улыбка                                 юмор

Учащиеся подбирают слова к слову «смех»  
№5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№6

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по слайдам с высказываниями:

«Юмор- спасательный круг на волнах жизни»  (Ф.Рабле)

«Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она- отдых» (Аристотель)

«Добрая шутка дружбы не рушит»

Но шутку, как соль, должно употреблять с  умеренностью  (Пифагор)

«Смех-это солнце: оно прогонит зиму с человеческого лица» (В.Гюго)

Смех, как хорошее настроение,-врачует.

От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Хорошо смеётся человек- значит хороший человек (Ф.М.Достоевский)

«Но частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания(Честерфилд)

Смех без причины признак дурного воспитания.

Какой вывод можно сделать из этих высказываний?

юмор, шутка  хороши в меру

-Шутка, смех, юмор могут быть добрыми и злыми.

Вывод по стенду.

Каким должен быть смех?-( Доброжелательным, злым-сатира)

Должна ли шутка обижать человека?

Насмешки боится даже тот, кто ничего не  боится.

Н.В.Гоголь

Слово учителя Учащиеся

объясняют значения высказываний и пословиц

 

 

 

Запись в тетради

 
№7        Объяснение темы:

Великий немецкий поэт Гёте писал, что юмор –мудрость души. Человек, лишённый чувства  юмора ставит свои переживания, интересы выше всего происходящего.

Что же такое юмор?

 

Слово учителя Действительно, смех может быть добрым и злым. Чем отличаются они друг от друга? Есть несколько определений смеха: юмор, сатира, сарказм. Сейчас мы проведём словарную работу.

1 группа-юмор

2 группа- сатира

3 группа-сарказм

   
№8                                                      3мин       Словарная работа.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном  виде. Юмор помогает искоренять недостатки.

Сатира– специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности

Сарказм-язвительная насмешка, злая ирония

 

  Работа со словарём.

Найти в словарях значения слов юмор, сатира

 
№9 4 мин Сообщение ученицы  о  писателе и ранних рассказах А.П.Чехова .

А.П.Чехов родился в городе Таганроге.В основу его рассказов вошли непритязательные    житейские истории. Рассказы краткие по содержанию, но в них показаны сложные человеческие характеры и отношения.

«Надо писать то, что чувствуешь, правдиво, искренне…»  Рассказы Чехова полны остроумия, весёлости, человечности и в то же время глубокого социального смысла.

 

Добрый и злой смех мы можем наблюдать в рассказах А.П.Чехова на сегодняшнем уроке, познакомившись с рассказами «Хамелеон», Тонкий и толстый», «Смерть чиновника». В начале с биографией писателя нас познакомит Карима.    
№10 15мин Работа в группах.

1группа- «Толстый и тонкий-«Диаграмма Венна»

 

2 группа-  Хамелеон» –  Стратегия

« фишбоун»

 

3 группа-  «Смерть чиновника» Стратегия-«Роль на стене»

Учитель координирует , направляет действия учащихся Учащиеся заполняют флипчарты и защищают их.  
№111 3 мин Вывод Карточки с «качествами». Ребята вы должны выбрать те, которые соответствуют героям произведений.

-А какие остались?

-Необходимы ли эти качества человеку?

Учащиеся выбирают качества, соответствующие героям и те, которые необходимы.  
12 5 мин Домашнее задание:

Инсценировка. В гости к нам пришли герои рассказов.

 

     
13-

14

5 мин Рефлексия.

 Вопросы открытого урока.

1.Над чем смеётся А.П.Чехов и над чем грустит?

2.Смех добрый или злой в рассказах Чехова?

3.Актуальны ли рассказы сейчас?

4.Узнаём ли мы себя в этих героях, встречались ли вам чеховские герои?

 

Урок заканчивается словами А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно:и лицо, и одежда,  и душа, и мысли».

 

Напишите своё мнение. Согласны ли вы с тем, что нужно искоренять в себе такие качества?    

IMG_4338

IMG_4334

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master