Простое предложение.

Жамбыл облысы

Сарысу ауданы, Жаңатас қаласы

Абылай хан атындағы жалпы орта мектебінің

орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

Казирбаева Роза Узакбаевна

6  класс.  Предмет: русский язык.  Тема: Простое предложение.

Ссылки учебник,  материалы из  художественного произведения.
Цели -систематизировать информацию о предложении на основе имеющихся  знаний;

– развивать критическое мышление; анализировать и сравнивать; обобщать  и делать выводы;

– развивать устную и письменную речь учащихся; навыки  грамотного письма.

Ожидаемые

результаты

 -развивается эмоциональная  сфера, критическое мышление;                                                                                                                                                                       -устанавливается связь с  жизненным опытом ребенка;

-развивается  речевая  и мыслительная   деятельность;

-развивается сознательное отношение к учебной деятельности.

Основные  идеи содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
Стратегия таксономия Блума, парная и групповая работа,  МКМ (заполнение таблицы), исследовательская  работа, взаимооценка.
Ресурсы   карточки, таблица, интерактивная доска.
 

Время

 

Этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

3минуты

 

Оргмомент Разделение учащихся  на группы по значению слов. Карточки  со словами.

Вот и сейчас, объединившись в группы, попробуйте составить красивое поздравление другого близкого вам человека. (Чтобы грамотно это сделать, сначала обратитесь к тому, кого поздравляете,  напишите, с каким праздником поздравляете, завершите поздравление пожеланиями, используя ключевые слова и фразы, или придумайте свои.)

Дети делятся на тематические  группы(« Ёлка», «Дед Мороз», «Снегурочка») , составляют 2-3 словосочетаний и предложений.

Объединившись в группы, составляют красивое поздравление  другого близкого вам человека.

5 минут

 

I. Знание 1.Конструирование словосочетаний.                                                                                                           К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи­лось словосочетание. Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы­ваем на доске и в тетрадях.).  Охарактеризуйте словосочетания.

2.Конструирование предложений.                                                                                      Используя эти словосочетания, составьте два предложения.                                                           Обозначьте грамматические основы.

3. А теперь мы проверяем ваше домашнее задание.

«От улыбки станет всем светлей».                                                                                                       Найдите  слова, которые являются главными членами.

Как вы думаете, можно ли вообще менять места слова в этих предложениях?

Расскажите, что вы знаете о предложении.

Обобщим имеющиеся у вас знания о предложении.                            Занесём сведения в таблицу.

Знаю Хочу узнать Узнал
Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

Учащиеся самостоятельно заполняют 1 столбик таблицы.

 

Каждый ученик записывает словосочетание,  определяет   главное и зависимое слово. Более сильный ученик помогает   слабому.

Дети читают словосочетания, определяют способы связи в словосочетаниях с  помощью вопросов записывают в тетрадь.

Придумают 2-3 предложения.

Учащиеся  прочитают  текст, объяснят название, найдут грамматическую основу 2,3,5 предложений.

 

Ученики работают  в паре и составляют правила                       (после ответов учащихся).

       Словосочетание- это сочетание двух или более слов. Оно состоит из главного и зависимого слова.  Слово, от которого можно поставить вопрос называется главным, а слово, к которому можно поставить вопрос, называется зависимым.

Один ученик зачитывает, другие дополняют, не допуская повторений.

Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

8 минут II.  Понимание Предлагаю вам работать в группе над новым  теоретическим материалом на странице136 и над предложениями из упражнений 292,293.

1группа: повествовательные предложения.

2группа: вопросительные предложения.

3группа: побудительные предложения.

Исходя из темы урока, что бы вы хотели сегодня узнать?                                                                                       Учащиеся заполняют вторую часть таблицы З-Х-У.

Знаю Хочу узнать Узнал
Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Какими бывают предложения по  интонации?

(После заполнения 2 части таблицы обсуждение в паре и озвучивание).    Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

– Сколько предложений в этом задании?

– Прочитайте 1 предложение. Уступайте место пожилым людям. Что содержит это предложение? (содержит пробуждение). Какое оно по интонации? (невосклицательное).

– Запишите 2 предложение. Мурат- очень воспитанный мальчик. Найдите главные члены предложения (Мурат-мальчик).

– Что содержит это предложение? (содержит сообщение).

– Какое оно по интонации?

-Прочитайте 3  предложение. Ты читал книгу «Новая энциклопедия современного мальчика»?  Что содержит это предложение? (содержит вопрос). Какое оно по интонации?  Какие ещё по интонации бывают предложения?

– В предложении,  которое вы записали, есть и другие слова. Зачем автор их употребил?  (Чтобы показать  Мурат какой мальчик).

А теперь прочитайте слова:  мальчик ,Мурат, какой,  воспитанный, очень.

– Можно ли назвать эти группы слов предложениями? Почему?

(Слова не связаны между собой). Что значит «слова не связаны»?                                                (Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации).

 

Учащиеся работают   над  теоретическим материалом  и готовят сообщение.

Дети работают в группах и  готовят сообщение. Рассуждают, свои предположения записывают.

Какие предложения  написали?

  Находят грамматическую основу предложения.

Почему?

Следить, чтобы каждый ученик  выражал своё мнение. 

 Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные(содержат сообщение, вопросительные (содержит вопрос) и побудительные  (содержит пробуждение)

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

            

 

 

 

    Дети прочитают предложения и отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Прочитают  слова:  мальчик,  Мурат, какой,  воспитанный, очень. Они  не связаны между собой.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.                      

13  минут  

III. Применение

             Ваши знания мы применяем на практике.

1.  На этом этапе мы закрепим знания, выполняем упражнения.

Упражнение 288 на стр. 136.(устно)

Прочитайте вопросительные предложения вслух.

2. Упражнение 289. Прочитайте диалог.

Обратите внимание на выделенные слова.

3.Упражнение 280. Выразив удивление, ответьте на реплики.

4.Выразительное чтение стихотворения  « Если бы не лень».

 

Более сильный ученик помогает   слабому.

Дети выполняют упражнения.

1.Упражнение 288 на стр. 136.(устно)

Прочитают вопросительные предложения вслух.

2.Упражнение 289. Прочитают диалог.

Обращают  внимание на выделенные слова.

3.Упражнение 280. Выразив удивление, ответят на реплики.

4.Учащиеся выразительно читают

стихотворение  «Если бы не лень».

 

7 минут IV.Анализ              1.Упражнение291.

Составьте с вопросительными словами 5-7 предложений.

Синтаксический разбор 3  предложений.(у доски)

2.  Игра «Одним словом».

Основная единица  синтаксиса.

Предложения, которые содержат сообщение.

Предложения, которые содержат вопрос.

Предложения, которые содержат пробуждение.

 Основа предложения, состоящая из главных членов предложения.

Предложения, которые выражают различные чувства: радость, восторг, печаль, удивление, страх и т.п.

Следить, чтобы каждый ученик  выражал своё мнение и работал.  Нужно не бояться записывать все, что приходит на ум. Прочитают пары предложения.

Ученики отвечают на вопросы одним словом.

5 минут V. Синтез Наш урок заканчивается. Что нового вы узнали о предложении?

– Пришло время заполнить последнюю графу в таблице.

Учащиеся заполняют самостоятельно.

 

Знаю Хочу узнать Узнал
Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Какими бывают предложения по  интонации?

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Учащиеся зачитывают выводы из 3-й заполненной графы.

 

Учащиеся заполняют самостоятельно последнюю графу в таблице.

Знаю Хочу узнать Узнал
Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Какими бывают предложения по  интонации?

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Сделают вывод по теме  урока. Учащиеся зачитывают выводы из 3-й заполненной графы.

3 минуты VI. Рефлексия.        Оценивание. Вы хорошо потрудились.

Особенно хорошо получилось у вас…

Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

Закончи предложения.
-Мне понравилось….-Особенно хорошо получилось у меня…

 

    1м     Д/з  Упражнение №294 (с.137).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Приложение к уроку.

1группа.

Что такое предложение?

Каким образом связаны слова в предложении?

Какие предложения содержат сообщение?

Какой знак ставится в конце повествовательного  предложения?

 

2 группа.

Какая  основа предложения состоит из главных членов предложения?

Какие вопросительные слова вы знаете?

Какие предложения  содержат вопрос?

Какой знак ставится в конце  вопросительного предложения?

 

3группа.

Какие предложения  выражают различные чувства: радость, восторг, печаль, удивление, страх?

Какой знак ставится в конце  восклицательного предложения?

Какие предложения  содержат пробуждение?

Какой знак ставится в конце  побудительного предложения?

 

 

Знаю Хочу узнать Узнал
Предложение состоит из слов или словосочетаний.

В предложении есть главные члены предложения.

Слова в предложении связаны по смыслу, форме и интонации.

Основной признак  предложения -это интонация.

С помощью предложений мы общаемся.

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Какими бывают предложения по  интонации?

Предложения по цели

высказывания могут быть повествовательными, побудительными  и

вопросительными.

По интонации предложения

бывают восклицательными и невосклицательными.

 

 

 

 

 

Знаю Хочу узнать Узнал
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1группа                                              2группа                                                         3группа

 

Ёлочка                      Дед Мороз                       Снегурочка

 

Карточки со словами

 

 

подарки   раздаёт

 

 

 

с белой бородой

 

С новым годом! Санта Клаус

 

детей любит

 

 

 

поздравила с   праздником вместе детьми пела и танцевала
нарядная  и  зелёная

 

 

зимой и летом

 

 

 

одним цветом

 

колючая и  мохнатая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогодние пожелания

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб все мечты  всегда сбывались,

Чтоб детям снились радостные сны.

Чтоб утро добрым было,

Чтоб мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

        

 

     Ёлочка.

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом  зелёная

стройная была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай».

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай».

 

Новогодние пожелания   

Побольше весёлого, звонкого смеха!

Побольше хороших друзей и подруг,                                                                                                                                                          Отметок отличных и знаний сундук.

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment