Сравнительный оборот

Жамбыл облысы

Сарысу ауданы, Жаңатас қаласы

Абылай хан атындағы жалпы орта мектебінің

орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

Казирбаева Роза Узакбаевна

Тема: Сравнительный оборот.

Ссылки

 

учебник,  материалы из художественных произведений.
Цели 1)находить сравнительный оборот в тексте и правильно определять; выяснить стилистическую роль сравнительных оборотов  в художественной речи;                                                                                        2) развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма;

3) воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.

Ожидаемые

результаты

1) находят сравнительный оборот в тексте и правильно определяют,  выясняют стилистическую роль сравнительных оборотов                                                            в художественной речи;

2)делают выводы о результате совместной работы класса и учителя;

3)устанавливается связь с  жизненным опытом ребенка.

Основные  идеи 1)формируются  навыки исследовательской деятельности учащихся;

2) развивается  сознательное отношение к учебной деятельности.

Ресурсы    интерактивная   доска, плакат, маркер, карточки, картинки.
Методы и  формы сам.работа, МКМ,  поисковый, творческий,   игра, парная работа, тест, взаимоопрос, взаимооценка.
 Этапы  

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Оргмомент 1.Приветствие.                                                                            2.Разделение на группы по цвету карточек.                                                                                                                        3. Психологический  настрой. Ученики выбирают карточки и составляют предложения- пожелания.
                                         II. Проверка домашнего задания.  

Мы проверяем ваше домашнее задание.

Задайте друг другу вопросы. «Взаимоопрос».

1группа.

1.Что такое сравнительный оборот?

2.Как он выражает мысли и чувства?

2группа.                                                                                           1.Какими союзами начинается сравнительный оборот?                                                                2.Каким    членом простого является  предложения сравнительный оборот?

3группа.

1.Как сравнительный оборот выделяется на письме?

2. Когда запятая не ставится?

 

Читают домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1группа.

Это сравнительный оборот – образная характеристика действия, признака предмета, мысли путем сравнения.

2группа.

Как правило, сравнительный оборот начинается союзами: как, будто, словно, будто бы. Сравнительный оборот является членом простого предложения

Сравнительный оборот выделяется на письме запятыми: Шторм как всегда сменился неизменным штилем.  Он пришел, как всегда, неожиданно. Как сейчас, помню тихий июльский день. Как правило, в этих местах бывают обильные дожди.

 3группа.

а) если сравнительный оборот входит в состав сказуемого: гол как сокол, дрожать как осиновый лист, нужен как воздух, упрям как осел.

б) когда перед сравнительным оборотом имеются наречия  почти, совсем: Она мне почти родная дочь.

в)   перед постоянными сравнительными оборотами : белый как снег, лег кий как ветер, жить как варенику в сметане.

Море в этот день было спокойно, оно как зеркало отражало блеск неба и мне не обещало ничего.

 III. Актуализация знаний  

Думайте,    ищите,    придумайте  предложения, используя  союз  как.

                                        IV.Исследовательская работа. Работа по карточкам.

1 группа. Упражнение 1.
Спишите предложения, расставив знаки препинания. Обозначьте графически сравнительные обороты.                                                         1) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра (Л. Толстой).       2) Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 3) Но ничто не походило так мало на вчерашнее как дорога. 4) Я шел как пьяный. 5) Я всегда уважал вас все равно как родителя.6) Я вскочил и как сумасшедший побежал к соседям.
2группа. Упражнение 2.

Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Привязался ты ко мне как репейник. 2) Он пролетел как стрела все расстояние.  3) К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями (Тургенев). 4) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. 5) И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. (И. Бунин)  6). Я буду хранить тебя как зеницу ока.

3 группа. Упражнение 3.
Спишите предложения. Поставьте, где это необходимо,  пропущенные запятые.
1)   Лисичка легла на спину и играет словно собачка.  2) Я как будто бы просветлел. 3) Мне он как будто и нравится.     4) Дождевые капли стучали по крышам как мелкая дробь. 5) Лаптев жил теперь как в тумане. 6) Летом вся семья точно пчелиный рой пребывает в какой-то жизнерадостной суете. (Никитин)

Дети работают в парах и формулируют правило. Работа по карточкам.

1 группа.  Упражнение 1.
Спишут  предложения, расставив знаки препинания. Обозначат графически сравнительные обороты.                                                                                             1) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил, как из ведра (Л. Толстой).  2) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу.      3) Но ничто не походило так мало на вчерашнее,  как дорога. 4) Я шел как пьяный. 5) Я всегда уважал вас  все равно,  как родителя.6) Я вскочил и, как сумасшедший, побежал к соседям.
2группа. Упражнение 2.

Прочитают, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Привязался ты ко мне, как  репейник.                 2) Он пролетел, как стрела, все расстояние.  3) К концу охоты утки, словно  на прощанье,  стали подниматься целыми стаями (Тургенев). 4) Луна,  как  бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. 5) И осень тихою  вдовой  вступает в пёстрый терем свой. (И. Бунин)  6). Я буду хранить тебя, как зеницу ока.

3 группа. Упражнение 3.
Спишите предложения. Поставьте, где это необходимо,  пропущенные запятые.
1)   Лисичка легла на спину и  играет, словно  собачка.  2) Я как  будто  бы  просветлел.  3) Мне он как   будто и нравится.     4) Дождевые капли стучали  по крышам, как   мелкая  дробь. 5) Лаптев  жил теперь,  как в тумане. 6) Летом вся семья, точно  пчелиный рой, пребывает в какой-то жизнерадостной  суете. (Никитин).   

              IV. Применение  знаний. Творческая работа.

Ваши знания мы применяем на практике.

     “Письмо по кругу”.                                                         Сочинение на определенную тему по одному предложению, употребляя в них следующие сочетания с фразеологизмами:    вертеться как белка в колесе, кататься как сыр в масле, лететь как стрела, красный как рак, знать как свои пять пальцев, сидеть как на иголках, гол как сокол,  трусливый как заяц, голодный как волк (как собака),  нужен как воздух, нужен как рыбе зонтик, уставился как баран на новые ворота, походит как две капли воды, видно как днём с огнём, ему всё как с гуся вода, побледнел как полотно, упрям как осел, пристал как банный лист, чувствовать себя как дома.

 

Следить, чтобы каждый ученик  выражал своё мнение.

Нужно не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

3 группы  составляют постер и защищают презентацию.

(Прочитают предложения, озаглавят его.) Почему так озаглавили? Рассуждают.

(Весь день дождь лил как из ведра. Мальчик покраснел как рак. В следующие дни чувствуешь себя как на крыльях. Буратино сидел как на иголках и ждал, когда Карабас заснет).

     IV. Применение  знаний.  

Работа над текстом.
Выразительно прочитайте фрагменты из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматические основы. Объясните постановку каждого знака препинания. Сколько сравнительных оборотов в каждом отрывке?

1)    В той башне, высок_й и тесн_й,
Царица Тамара жила,
Пр красна, как ангел небесный,
Как демон, к_варна и зла.
2) Как небеса, твой взор бл_стает
Эмалью голубой,
Как поц_луй, звучит и тает
Твой голос молодой.
3)    И старик во блеске власти
Встал, м_гучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Тёмно-синие глаза.

Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?      Почему?

 

Более сильный ученик помогает   слабому.

 

Каждый ученик записывает, выразительно прочитают предложения, вставляя пропущенные буквы.

 

1)    В той башне, высокой и тесной,
Царица Тамара жила,
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
2) Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой.
3)    И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Тёмно-синие глаза.

 

                                                            V.Подведение  итогов. Тестовые задания по теме «Сравнительный оборот»
1. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

А) Небо было синее, как море.
В) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой.
С) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь.
Д) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах.
2. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.
А) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода.
В) Она зашипела, как змея, и кинулась на противника.
С) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.
Д) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.

3. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

А) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку.
В) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали.
С) Все говорили что они похожи как две капли воды.
Д) Улыбка её как лучик солнца.

4. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

А) Было тихо и тепло как в хороший весенний день.
В) Олега как правило оставляли с бабушкой.
С) Он был таким же как и его дед.
Д) Дождь лил как из ведра.

Каждая группа  получает задание.Тест.

1. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

А) Небо было синее, как море.(сравнение)
В) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой.
С) Пургою  (сущ.)снежной ворвалась Жанна в его жизнь.
Д) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах. (срав.оборот)
2. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.
А) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода. (срав.оборот)
В) Она зашипела, как змея,(сравнение) и кинулась на противника.
С) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.(слож. предл. с сравнит союзом словно)
Д) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.                       (обособл. обстоят.)

3. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

А) Как лань, промчалась Светка и уселась на лавочку.
В) Как бабушку, Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали. (сравнение)
С) Все говорили что они похожи как две капли воды. (фразеологизм)
Д) Улыбка её как лучик солнца.                                               (срав.оборот   входит в состав сказ.)

4. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

А) Было тихо и тепло, как в хороший весенний день. (срав.оборот)
В) Олега, как правило, оставляли с бабушкой. (сравнение)
С) Лиля как стройная берёзка.                                                       (срав.оборот   входит в состав сказ.)

Д) Дождь лил как из ведра.
 

 VI. Рефлексия.        Оценивание  

Творческая работа.

Составьте   диалог(1-2 группы),                                     напишите эссе о том, что узнали сегодня на уроке( 3 группа).

    

Я думаю, вы хорошо усвоили, находить сравнительный оборот  в тексте и правильно определять; выяснить сравнительных оборотов в художественной речи.

Оцените свою работу на уроке.

Особенно хорошо получилось у вас.

 

 

1-2 группы        составляют    диалог,                                     3 группа пишет эссе о том, что узнали сегодня на уроке.

 

 

Закончи предложения.

-Мне трудно было…
-Мне понравилось….

-Особенно хорошо получилось у меня…

 

Лидеры оценивают ответы  других.

 

      Домашнее задание  

Запишите домашнее задание:  Придумайте и запишите 10  предложений с сравнительными  оборотами.

Спасибо вам за урок.

Думайте,    ищите,    найдите
ответы на ваши вопросы!
Знания вам в награду!                                                                     Желаю вам удачи в жизни!

 

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master