Личные окончания глаголов”

Орал қаласы,  Дарынды балаларға арналған мамандандырылған С.Сейфуллин атындағы №11 облыстық қазақ мектеп-интернат кешені

Курмашева Майра Зербиевна

орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

Сабақтың тақырыбы: “Личные окончания глаголов”

Урок-практикум: « Чему я научился»

Грамматическая тема: «Личные окончания глаголов настоящего времени »

Лексическая тема: « Какие профессии ты знаешь?»

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании  личных окончаний глаголов.

Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать  личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):

– систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

– научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

– научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

– учиться контролировать и оценивать себя.

– учиться организации работы в парах ;

Ход урока

  1. Организационный момент.

– настрой на продуктивную работу

– запись числа и слов Двадцать третье февраля.  Классная работа.

  1. Проверка домашней работы. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения Волгиной «Наступает мамин праздник», страница 77

 

  • Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности. На доске записаны строки из стихотворения  И.Сурикова:

Ярко солнце свет..т,

                   В воздухе тепло,

                   И куда ни глян..шь,

                   Все кругом светло.

– Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.

(Правописание  личных окончаний глаголов) работа с таблицей таблица: личные окончания глаголов

   Единственное число   Множественное число
1   -у, -ю     -ем, – им
2  – ешь, – ишь     -ете,  – ите
3  – ет,  -ит     -ют,  – ут
  • скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?

(Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов –  время, число, лицо).

Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.   

Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

– Какова цель сегодняшнего урока?

(Научиться без ошибок писать  окончания глаголов).

– Сформулируйте учебные задачи.

– Запомнить все личные окончания глаголов.

– Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

  1. Работа над решением поставленных задач.

Речевая деятельность:

А. чтение

  1. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения Волгиной «Наступает мамин праздник», страница 77
  2. Учащиеся дополнительно рассказывают о своих впечатлениях….

В.  аудирование. Понимание связной речи учителя в объеме языкового материала, предусмотренного программой.

А.  Понимание прочитанного учителем вслух рассказа о разных видах профессии и ее роли в жизни человека.  Выделение основной мысли прослушанного текста. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста в устной форме.

вопросы:

С. говорение.

  1. диалоговое чтение.  Самостоятельное построение диалога на основе упражнении 2 на странице 78.
  2. (с опорой на вопросы учителя). Составление коротких рассказов по сюжетным картинам. Составление рассказов о себе, о своих занятиях и о том кем ты хочешь быть.

На этих карточках можно увидеть следующие профессии: автомеханик, балерина, бармен, воспитательница, врач, доярка, журналист, кассир, клоун, комбайнер, медсестра, менеджер, модельер, моряк, мясник, официант, охотник, парикмахер, повар, пожарник, почтальон, программист, продавец, репортер, рыбак, садовник, стоматолог, строитель, судья, тракторист, укротитель, учитель, фермер, фотограф, хирург, художник, швея, стюардесса, директор, охранник, грузчик, фармацевт, пилот, уборщица, продавщица, летчик, бухгалтер, милиционер, полицейский, водитель, дворник, машинист.
вопросы:
-назови профессию
-что делает человек данной профессии
-какие инструменты использует человек данной профессии
-какую пользу приносит эта профессия
-кем ты хочешь стать в будущем и почему

Д. письмо. 1. словарная работа: автомеханик, балерина,  врач,  журналист, кассир,  медсестра, менеджер, модельер, моряк, официант, охотник, парикмахер, повар, пожарник,  программист, продавец, стоматолог, строитель, судья, тракторист , учитель, фотограф, хирург, художник, стюардесса, директор,   фармацевт, пилот,  продавщица, летчик, бухгалтер, милиционер, полицейский, водитель, машинист.

  1. картинный диктант, работа в паре. вопросы – подсказки:
    -назови профессию
    -что делает человек данной профессии
    -какие инструменты использует человек данной профессии
    -какую пользу приносит эта профессия
    -кем ты хочешь стать в будущем и почему

(Ученики выходят к доске и рассказывают)

  1. Выполнение разноуровневыхзаданий

I уровень- самый легкий,  вставить  букву в окончание и подчеркнуть  глаголы, выделить окончания.

Все мы  испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег  сбега…т с полей.

 Солнце  облива…т весенний лес светом. Птицы  стро…т гнёзда.

II уровень- сложнее, глагол нужно поставить самим.

  1. Под прямыми лучами солнца ——- снег.
  2. ——- теплом.
  3. Мартовское равноденствие ——- природу.
  4. Ему ——– ручей.

 Глаголы: Ве…т,   втор…т  ,   та…т  , буд…т

  III уровень- самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

 

______________ весна.  Ярче ______________ солнце.   ______________ тёплый ветерок.    Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________.         Звери ______________ приближение весны.                     На реках скоро ______________ лёд.

  1. Закрепление.

А. Вспомни и запиши все самостоятельные части речи, которые ты знаешь.

В. Выпишите из слов самостоятельные части речи по порядку:

    • Имена существительные.
    • Имена прилагательные.
    • Глаголы.
    • Местоимения.

Я, мой, смотреть, красивая, страна, большие, десять, город, ехать,

широкие, улицы, ты, у, кино, подморозит, капают, театр, вы, завод, новое,

они, театрал, заводит.

С. Упражнение 3 страница 78. Наречие, повторение.

Д. «Заставь предметы действовать». Подбери к существительным несколько подходящих по смыслу глаголов. Запиши их.

Воробей – \

Рыба –

Цветок –

Мяч –

Е. Подумай, какие предметы так звучат. Подбери к каждому глаголу подходящие по смыслу существительные.

а) Журчит-

Шелестит –

Булькает –

б)  «Кто как голос подаёт».

Петух ____________ голубь ______________

Ворона ___________ кукушка ____________

Курица ___________ утка _______________

Гусь _____________ свинья ______________

  1. Итог урока, оценочный лист.1. Вот уж снег последний в поле та–

Тёплый пар восход —      от земли,

И кувшинчик синий расцвета–

И зовут друг друга журавли.

( А.К.Толстой).

  1. Допишите личные окончания глагола. 2 лицо ед.ч. (ты)
  • посмотр……, увид…..
  • рису…………, посид…….
  • стуч…………., игра………
  • чита…………, прыга……..
  1. Рефлексия , укажи верное утверждение. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глагол обозначает признак предмета.
  3. Глаголы не изменяются по временам.
  4. Глагол изменяется по лицам и числам.
  5. Слова шагать, шаг, шагай, шагнул – глаголы.
  6. Существ. : кто? что? = Глагол : что делать7
  7. Писали – глагол прошедшего вр., 1 лица, ед.ч.

VII. домашняя работа упр 4,5 стр 79 и кроссворды

VIII. оценивание

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master