Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Павлодар облысы

Баянауыл ауданы

Ш. Айманов атындағы жалпы орта білім беру мектеп-интернаты

Орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі:

Сакипова Несебели Кумыскалиевна

Тема:  Историческая  правда  и художественный вымысел в повести   А.С.Пушкина      «Капитанская дочка».

Цели: – путём сопоставленного анализа исторических материалов и    художественного текста определить отношение  к Е.Пугачёву, как к исторической личности и художественному образу;

–   через восприятие образа Пугачёва прийти к осознанию идеи повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».

Тип урока: интегрированный (литература и история) с использованием мультимедийной презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Создание образовательной среды.
  2. Вступительное слово учителя: –  Героями пушкинских произведений были Пётр Первый, Борис Годунов, Гетман Мазепа и Емельян Пугачёв, о котором наш сегодняшний урок.

Дела давно минувших дней,

преданья  старины глубокой…            (слайд)

Давайте назовём  причины обращения Пушкина к «пугачёвскому бунту»

– Что толкнуло поэта к написанию «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»?           III.Реализация.

Своеобразие  композиции:

-смысловая наполненность заглавия произведения.

Почему называется «Капитанская  дочка»?

Расшифруем название.

Задание I.  Запишем в тетрадях два слова и подберём  ассоциации к ним:

капитанская                                    дочка

честь                                        семья

Отечество                                мать

долг                                  понимание

Реа                                            служение                                верность

присяга                                     сочувствие

Задание II. Продолжить таблицу – события , связанные с данными словами:

капитанская                                                                дочка

отъезд Петра в крепость                        отношения в семье Мироновых

осада  крепости                                         дуэль и честность Маши

гибель Мироновых                                   помощь Пугачёва

милость Екатерины II

семейное счастье героев

– Какими словами мы  можем объединить все слова и словосочетания в I  столбике? (война, офицерская служба)

– Во II  cтолбике? (дом, семья, любовь, счастье близких, т.е. общечеловеческие ценности)

И носителем этих ценностей является Маша Миронова. Ведь именно ради неё Гринёв, пренебрегая воинским долгом, обращается за помощью к самозванцу.

Пугачёв возмущён тем, что обижают сироту (что считается великим грехом.)

Екатерина II не судит Гринёва (ведь по закону он- преступник), а милует т.е. семейное здесь существеннее исторического.

                                                      Блиц – опрос                  (слайд)

(по страницам романа…)

1 группа

  • Имя отца Петра Гринёва?
  • Отец служил при графе Минихе…
  • Сколько детей было в семье Гринёва?
  • Сыну был пожалован в дядьки…
  • Для обучения Петруши был нанят француз …
  • …, который в Отечестве своём был…
  • …,а в Пруссии …

Блиц – опрос

(по страницам романа…)                 (слайд)

2 группа

  • На каком уроке батюшка застал Бопре спящим?
  • В это время Петруша …
  • Шаматон – это…
  • Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый…
  • Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтобы Маша ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей…»

Задание III. Принцип  антитезы в системе образов.                       (слайд)

–   Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы (противопоставления).

Пугачёв                                                                           «генералы» Пугачёва

Швабрин                                                                                 Гринёв

Оренбургские  генералы                                                   Екатерина II

Задание IY. Портрет как способ характеристики героев ( портрет, речевая манера, черты характера, поступки, авторская позиция).                (слайд)

1 группа-  образ Пугачёва.

2 группа-  образ Гринёва

Использование  внесюжетных  элементов.                      (слайд)

  • Сон Гринёва.
  • Письмо от отца Гринёва.
  • Калмыцкая сказка.

Особая роль эпиграфов.                (слайд)

Выделяют главное событие.

Символические образы:                  (слайд)

( путь, буран, виселица, орёл, ворон).

              Историческая  правда      Художественный вымысел
·        «Мужицкий царь»

·        Взятие городов , крепостей.

·        Безуспешная осада Оренбурга.

·        Умный,отважный.

·        Жестокий

·        Трагическая судьба

·        Взаимоотношение с Гринёвым.

·        Способен  проявить милость.

·        Может быть благодарным.

·        Способен  оценить честь и мужество противника.

 

 

        Проблематика романа.     (слайд)

  1. Проблема чести, долга и милосердия.
  2. Проблема личности в истории.
  3. Проблема роли народа в истории.
  4. Проблема власти.
  5. Проблема семейных ценностей.
  6. Проблема нравственного выбора.

Вопрос:  Кто больше заслуживает  характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачёв?

Вспомним два эпизода: 1. Освобождение Гринёвым  и Пугачёвым Маши.

  1. Встреча Маши и Екатерины II.

-Похожи ли эти эпизоды? Чем? (Да. Гринёв говорит Пугачёву о сироте, которую обижают. В этих двух сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых) .

«Государь»  –  в одном   случае самозванец, в другом случае  –  «маска».

Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени, значит, в той  и  другой сцене  общим является обман.

Вывод:       Такой характеристики больше заслуживает Пугачёв, т.к. узнав, что Маша – дочь Миронова, он отпускает её с Гринёвым  и желает им счастья. А императрица своё милосердие связывает не  с несчастьем влюблённых, а с Машей прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.

          Основная идея автора:  «Береги честь смолоду…»     (слайд)

Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь на службу.  Главный герой- Пётр Гринёв воспитывался в  обстановке высокой нравственности. Вспомните , какими словами воспитывает его Савельич, когда он впервые женился (рассказ эпизода).

Первый раз Гринёв поступил по совести и чести, вернув карточный долг (рассказ эпизода).

И потом, когда Пугачёв помогает Гринёву освободить Машу, то Гринёв хоть и благодарен Пугачёву, но присягу Отечеству  не  нарушает, сохраняя честь. (Видит бог, что жизнью моей рад бы заплатить тебе за то , что ты сделал. Только не требуй того , что  противно чести моей.)

  1. IY. Рефлексия.

                  – Какой вопрос был поставлен в романе?

(вопрос о  зависимости жизни людей от хода истории)

–    Чему вы научились у героев повести?

– Актуальна ли повесть Пушкина в наше время?

– Обратимся ещё раз к эпиграфу урока. Помните всегда эту  мудрую          пословицу. Именно честь – ценность, которая делает человека – Человеком.

Y.Домашнее задание:

Попробуйте  завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия.

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master