Тире в бессоюзном сложном предложении.

Карагандинская область

город Караганда

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №27»

учитель русского языка и литературы

Майшекина Нургуль Женисовна 

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цели:

  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них; продолжать наблюдения за смысловыми отношениями в БСП.
  • развитие речи и познавательного интереса учащихся;
  • воспитание уважения к уроку и предмету в целом.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока:

І. Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Желаю плодотворной работы на нашем уроке.

Деление на группы (1-я группа «ССП», 2-я группа – СПП, 3-я группа – БСП).

ІІ. Проверка домашнего задания. Повторение изученной темы.

№1.«Мозговой штурм».

  • Какие предложения называются сложными?
  • Какие виды бывают СП?
  • Какие средства связи в союзных СП?
  • На какие виды делятся союзные СП?
  • А какие средства связи в БСП?
  • Какие бывают виды подчинения в СПП с несколькими придаточными?

№2.Работа с текстом “Сложные предложения” (Инсерт) в парах.

Инсерт– это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ – новое

– – думал иначе

? – не понял, есть вопросы

“Сложные предложения”

           Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Все сложные предложения состоят из нескольких простых. В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией.

В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

№3. Групповая работа. Составление кластера «ССП», «СПП», «БСП».

ІІІ. Изучение нового материала.

         Ребята, мы с вами рассмотрели постановку запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. А сегодня, как вы уже догадались, тема нашего урока «Тире в БСП».

  • Как вы думаете, можно эти предложения переделать в БСП с помощью тире. Какие между ними отношения?
  1. Лето припасает, а  зима  поедает.

[       ] – [противопоставление]. Лето  припасает – зима  поедает.

  1. Птицы прилетели , поэтому лес ожил. Солнце  дымное  встает, значит   будет  день  горячий.

[     -] [ вывод,     следствие].  Птицы  прилетели – лес  ожил. Солнце  дымное  встает –  будет  день  горячий.

  1. Когда настанет утро, двинемся в  путь.  Если будешь  книги  читать,   будешь  всё  знать.

[условие,  время] – [     ].  Настанет  утро – двинемся   в  путь.  Будешь  книги  читать-   будешь  всё  знать.

Задание №1. Работа в парах. Текст “О трех золотых куклах”.

1-я группа

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.   Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет. (противопоставление)

2-я группа

И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Скажешь слово – добавят десять.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

3-я группа

Тогда юноша сказал:

– Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия – цена этой кукле самая высокая (вывод). Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

(Из индийского фольклора)

Задания по тексту.

  1. Прочитайте текст, найдите СП, определите вид, объясните постановку знаков препинаний в тексте.
  2. Сделайте вывод, когда ставится тире в БСП.

Задание №2. Групповая работа.  Графический диктант.

 

Знаки
препинания
Предложения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Запятая                    
Двоеточие                    
Тире                    

 

  1. Кончил дело гуляй смело.
  2. За селом синел далекий лес рожь качалась, колос созревал.
  3. Желтые листья роняет осень красные листья летят по лесам.
  4. Он на пороге остановилсяему хотелось пожать мне руку.
  5. Поедем домой будет холодно.
  6. В поле потемнело надвигалась гроза.
  7. Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
  8. Мы очень зябли ночи были уже холодные.
  9. Солнце дымное встает будет день горячий.
  10. День становился все более ясным облака уходили ветром.

Задание №3. Эссе «Для чего используют в текстах БСП?»

ІV. Подведение итогов.

  1. V. Домашнее задание. Упр.274 стр.208.

VІ. Рефлексия «Плюс-минус-интересно».

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

 

 

 

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master