Виды обстоятельств

Карагандинская область

г.Караганда

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №27»

Майшекина Нургуль Женисовна, учитель русского языка и литературы

Тема: Виды обстоятельств (8 класс)

Цели:

  1. расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;
  2. развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
  3. воспитывать культуру письменной речи, любовь к предмету.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Деление на группы.

Психологический настрой. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью и подарите улыбку друг другу)

ІІ. Проверка домашнего задания.

Блиц-опросы на повторение (каждое правило закрепляется примерами):

  1. Что такое предложение?
  2. Что такое грамматическая основа предложения?
  3. Что такое подлежащее?
  4. Что такое сказуемое?
  5. Что такое дополнение?
  6. Назовите виды дополнения?
  7. Что такое обстоятельство?

III. Изучение нового материала.

– Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока.

Двадцать девятое октября

Классная работа

Виды обстоятельств

 

Озвучить цели урока.

Групповая работа.

Задание 1. Запишите предложения.

1 уровень. Подчеркните грамматическую основу предложения.

2 уровень. Найдите обстоятельства, подчеркните.

3 уровень. Определите их значения  и чем они выражены.

І группа.

  1. Звонко кукушка вдали куковала.
  2. Она изменилась до неузнаваемости.
  3. Он работал не покладая рук.

ІІ группа.

1.Я приехал повидать тебя.

  1. Я побежал вперед.
  2. Без звонка туда идти нельзя.

ІІІ группа

  1. Он был очень внимателен.
  2. Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
  3. Мы приехали вчера.
  • Как вы думаете, на какие разряды можно поделить обстоятельство по значениям? Как вы определили значения? (по вопросам)

ВЫВОД:

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Места где? куда? откуда? докуда? появились вдали
проводил до станции
Времени когда? с каких пор? до каких пор? приехали накануне
остался до утра
Причины почему? отчего? задержался из-за непогоды
Цели зачем? для чего? сделать назло
Образа действия как? каким образом? приплыли быстро
Меры сколько раз? как много? как долго? звонил дважды
Степени в какой мере? в какой степени? весьма удивлен
Условия при каком условии? при желании научитесь
Уступки вопреки чему? вопреки желанию не успел

 

Чем может выражаться обстоятельство? Сделайте вывод по своим примерам.

Способы выражения обстоятельств

Способы выражения обстоятельств обстоятельств Примеры
1)    наречиями Мы приехали утром.
2)    именами существительными Он читал стихи с выражением.
3)    неопределенной формой глагола Я хочу пойти прогуляьтся.
4)     синтаксически неделимыми словосочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.

 

5)    фразеологизмами Он бежал сломя голову,

 

Задание 2. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

I группа

  1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).
    2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
    3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.

II группа

  1. 1. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
    2. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).
    3. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).

ІІІ группа

1.Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой. 2.(Обстоятельство места) поднималось солнце.
3. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

Задание 3. Замените фразеологизмы наречиями.

І группа.

  1. Мальчик бежал сломя голову.
    2. Он сказал не в бровь, а в глаз.

ІІ группа

  1. 1. Она пришла ни свет ни заря.
    2. Работу он знал как свои пять пальцев.

ІІІ группа
1. До деревни рукой подать.
2. Она работает не покладая рук.

Задание 4.  Работа с учебником. Упр. 3,5,8 стр.80-82 (по группам)

ІҮ. Итог урока.

Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» . Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.

Верите ли вы, что… Да нет

 

1 Обстоятельство – второстепенный член предложения +
2 Обстоятельство присоединяется  к  сказуемому +

 

3 Обстоятельство относится к  подлежащему

 

+
4 Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?  

 

+
5 Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? +

 

6 Обстоятельства бывают места, времени и образа действия
7 Обстоятельство может быть выражено глаголом +

 

8 Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом +
9 Деепричастный оборот может быть обстоятельством +

 

10 Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным +
11 Подчеркивается волнистой линией

 

+
  1. V. Домашнее задание. Упр.7 стр.82

VІ. Рефлексия. Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств.

  • На уроке я чувствовал себя… 
  • Виды обстоятельств я запомнил…  
  • Урок прошёл…

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master