РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
 В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

 Егизбаева Эльмира Салимгереевна

 ГУ «Кемпирсайская начальная школа» Каргалинский район

учитель начальных классов

 

В методике критического мышления через чтение и письмо привлекает то, что у учащихся разного возраста есть возможность свободно выражать свои мысли, идеи. У них формируется собственное мнение.

Дети учатся слушать других, задавать вопросы и отвечать на них. А самое главное- это методика рассчитана на учеников любого  уровняразвития.

Технология развития критического мышления (РКМ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, что является важным в наш информационный век.

Нередко когда учитель ведет урок, но имеет перед собой достаточно ясный план, где все его действия учеников расписаны как по содержанию, так и по времени. Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как срыв. Поэтому иногда так сильно раздражают «отвлекающие» вопросы учеников, их медлительность при написании письменной работы или даже просто шум в классе. Задача успеть все намеченное сковывает. И кто из нас, учителей задумывается, а что думают наши ученики, Какие цели они ставят перед собой на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчевые формы знания ученика по изученной темезадача нелегкая, она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо (или сокращенно- РКМЧП) – это первая задача,  которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе). Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагаю ученики- правильные и неправильные. Лучше  – письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения (например, на уроке биологии при изучении какого-либо класса животных могут возникнуть разные мнения по поводу поведения, внешнего или внутреннего строения изучаемого животного). Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Зачастую учащиеся не умеют анализировать, делать выводы на основе полученной информации. Занятие в технологии РКМЧП состоит из трех фаз: вызов, осмысление или реализация смысла, рефлексия или размышление.

Первый этап работы в нашей технологии называется стадия вызова . Кому-то из читателей этот этап наверняка знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП  предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах прежде всего их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Нередко используя в работе технологию РКМЧП, уменьшаешь долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, предлагаешь учащимся альтернативные источники информации. В любом случае, ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.

Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии  необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Из практики работы проведу примеры по теме «Красная книга». На занятии был использован текст «Красная книга Казахстана». В работе с текстом использовали следующие приемы:

  1. «Кластер». Учащимся предлагается составить смысловое поле словосочетания «Красная книга». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания, составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу данной темы. Учащиеся записывают в центре листа основное понятие, а от него рисуют стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова- для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления- для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии- при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Работа над кластером заставляет учащихся составить лексическую парадигму, смысловое поле понятия, выбирая из своего лексического запаса наиболее подходящие единицы. Можно предложить ребятам прокомментировать причину выбора именно данного понятия, в этом случае каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную информацию, быть простым, лаконичным. Данный вид работы настраивает учащихся на вдумчивое, избирательное отношение  к лексическому материалу, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения.
  2. Прием «Корзина»- прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе актуализации опорных знаний. «Корзина» позволяет выяснить степень информированности по данной теме. На доске можно поместить значок корзины, в которой будут суммированы знания всех учащихся, а информационный обмен будет осуществляться следующим образом: 1. Вопрос: Что вам известно о Красной книге? 2. Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает. 3. Обмен информацией и обсуждение в парах или группах. 4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Данный прием рассчитан на формулирование письменного высказывания учащегося. Задача постепенно усложняется: от устной работы к письменному оформлению мыслей.
  3. Прием «Пометки на полях». Технология РКМ позволяет проводить многоуровневую работу с текстом, используя прием инсерт, который дает возможность учащимся отслеживать свое понимание текста. Учащимся предлагается помечать текст в нескольких направлениях. Например: 1)эта информация мне знакома (например, что в красную книгу заносятся виды исчезающих животных); 2) новая для меня информация (Красные книги бывают различного уровня международные, национальные и региональные); 3) я думал об этом (Восстановление численности этого животного идет очень медленно); 4) эта информация мне непонятна (С развитием на Земле человеческой деятельности условия обитания организмов стали быстро меняться). Такая работа с текстом требует не пассивного чтения, а внимательного и тщательного анализа. Необходимо не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание, уяснить значение многих слов, чтобы в дальнейнем аргументировано высказывать свою точку зрения. Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является именно устное обсуждение. Как правило, ученики без труда отмечают новую информацию, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики вводили в свою речь цитаты из текста в доказательство своих высказываний, приводили примеры. Данный прием предполагает постановку вопросов самими учащимися, чего бывает добиться весьма сложно. Вопросы, заданные учениками, приучают их понимать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое еще следует изучить. А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: книга, интернет, родители, учителя.
  4. Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ». Маркировочная таблица служит не только формой контроля эффективности чтения с пометками, но работает как средство развития речи, т.к. учащимися предлагается заполнить три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗХУ). Маркировочная таблица З.Х.У. Знаю Хочу знать   Узнал подробнее Красный цвет означает тревогу и опасность Красная книга подразделяется на категории О работе Всемирного союза охраны природы В каждую из колонок необходимо записать полученную в ходе чтения информацию. Главное требование приема- записывать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. На данном этапе работы можно предложить поработать учащимся с толковым словарем и словарем- синонимов. Живой обмен мнениями между обучающимися в процессе работы над текстом дает возможность пополнить лексический запас слов, разширить кругозор учащихся, а также воспитать уважительное отношение к противоположному мнению. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это стадия переосмысления, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
  5. Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера проводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Такая форма свободного творчества, подчиняется строгим правилам: на первой строчке записывается одно слово- существительное (тема). На второй строчке- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащиеся высказывают свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка- это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. На данном этапе работы рекомендуется предложить учащимся поработать с фразеологическим словарем, пособием, содержащим пословицы и поговорки, крылатые выражения. Примеры синквейна из работ учащихся: «Животные Книга Исключительные, редкие Красная, полезная Исчезать, нуждаться, восстанавливать Беречь, изучать, восстанавливать Бездушное отношение человека к Красная книга свидетельствует природе может привести к катастрофе о пагубном влиянии человека на природу.
  6. Прием «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма»- развитие творческого типа мышления. На первом этапе создается банк идей решения проблемы. На доске фиксируются высказывания учащихся, которые пока не комментируются. Примеры из работ учащихся: 1. Создавать заповедники и зоологические сады, где бы животные чувствовали себя свободно и безопасно. 2. Ужесточать наказания за нарушение сохранности животного и растительного мира. 3. Проводить агитационные мероприятия в пользу охраны окружающей среды и др. Второй этап предполагает коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное- не оставить без внимания каждое предложение, найти приемлемое в любом из высказываний, попытаться совместить их в целое. Данный этап формирует у учащихся дискуссионные навыки. Третий этап- выбор наиболее перспективных решений. Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной- это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устно – это могут быть монологичная речь учителя или речь самих учащихся.
  7. Прием «Написание эссе». Свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Написание эссе предполагает не только систематизацию полученной информации, но и развитие навыков связной письменной речи, выработку индивидуального речевого мастерства. Развивать речь- значит, развивать мышление, формировать взгляды. Речь не возникает сама по себе, она является составной частью общения, а оно в свою очередь сочетается с практической, познавательной, игровой, творческой и т.п. деятельностью. Речь неотделима от мышления, а сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения. Именно на эти цели ориентирована технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment