КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ШКОЛЫ

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ШКОЛЫ

 Даурбаева Асемгуль Жумабаевна

 ГУ «Кемпирсайская  начальная школа» Каргалинский район

 Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий.

При использовании в образовательном контексте понятия «качество»    последнему часто приписывают различные значения.

Так, для педагогов  оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся – соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками.

Для родителей – связано с развитием индивидуальности их детей.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1) квалифицированный педагогический состав;

2) наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3) существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4) благоприятная среда общения со сверстниками.

Каждому из нас хочется работать качественно. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. А что подразумевают под «Качественным образованием» основные участники учебного процесса?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Что же такое «качество образования» сегодня?

Сегодня это «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая  задача и направление деятельности внутри школьного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». «Качество образования – это соотношение цели и результата…».

Результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями образования?

Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия.

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования.

Раскроем компоненты этих целей образования.

  • Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.

Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных учреждений. Необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.

  • Помочь учащимся научиться работать (действовать).

Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления.

Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельностью.

Лидер – это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера – это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера – это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера – это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер – это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.

Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.

  • Помочь учащимся научиться жить вместе – еще одна цель современного образования.

Важно научиться жить вместе, воспитывая  в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.

Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это, на наш взгляд позволяет принять другого. Как часто в повседневной жизни мы слышим, что самым важным во взаимодействии людей является понимание друг друга. Но это понимание никогда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же,  сможем понять его.

Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.

Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.

Естественно, что выделенные цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования.

Приведу цитату, которая очень четко и конкретно определяет назначение массовой российской школы: «Школа – это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. …Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».

 

 

Литература:

  1. Доклад министра образованияи науки. РК Бакытжана Жумагулова «Качественное образование и воспитание – … 29 марта 2014.
  2. газета: «Актюбинский вестник», «Устаз»
  3. журнал: «Справочник руководителя образовательного учреждения» 2010г.

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master