Урок- игра по басням И.А. Крылова на тему «Его басни переживут века…»

Атырауская область
Индерский район
село Есбол
Средняя школа имени Жамбыла
Вдовина Татьяна Александровна
Тема: Урок- игра по басням И.А. Крылова на тему
«Его басни переживут века…»

Краткосрочный план

Класс:  5 русский Предмет: русская литература
Учитель: Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:

Вдовина Татьяна  Александровна

Тема: Урок- игра по басням И.А. Крылова на тему

«Его басни переживут века…»

Цель урока: обобщение  и систематизация  знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова.
Задачи урока:

 

Образовательные:

•        проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

•        проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

•        проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

•        развитие речи и творческого мышления обучающихся;

•        формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

•        воспитание культуры работы в группе;

•        воспитание интереса к классической литературе.

Планируемые образовательные результаты

 

Личностные:

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

* воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

* проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

* проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

* развитие речи и творческого мышления обучающихся;

* формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока:  урок-игра
Методы урока:  словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: презентация Power Point, портрет И.А.Крылова; цитаты о писателе; книги басен И.А.Крылова; музыкальные инструменты, картинки для настроя и рефлексии урока.
  Содержание урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание
Организацион-ный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональ-ный настрой на урок

“Барометр настроения”.

5 мин Приветствие ребят и гостей

Приветствие

Ой , вы ,гости, господа!

Вы пришли к нам все сюда.

В класс наш светлый проходите

И места свои займите.

Мы очень рады видеть Вас

На уроке в этот час.

Вы урок наш посмотрите

И достойно оцените.

Обещаем все стараться ,

Слушать и не отвлекаться.

Учитель: Спрашивает настроение ребят перед началом урока

Детям психолог предлагает выполнить упражнение “Барометр настроения”.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

приветствуют учителя и гостей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

 

 
Знакомство с темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с эпиграфом

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

5мин  Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры

Учитель. Я думаю, что ваше настроение станет еще лучше, потому, что сегодняшний урок мы проведем в форме игры. В ходе игры мы определим лучших знатоков и  актеров басен.

-Ребята, посвятим мы сегодня урок творчеству одного человека. Это человек, произведения которого вошли в литературу.

Учитель обращается к строкам Петра Андреевича Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

.

Детям задаются вопросы:

Как вы понимаете строки?

Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Объяснение значение слова

порок – нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.. Тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство.

слушают учителя, читают строки на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

говорят определение слова и записывают его в тетради

 

 
Деление на группы:  прием «Мозайка» 2 мин Для проведения игры класс делится на команды с помощью «Мозайки» (части  басен) выбирают часть и делятся на команды  
Конкурс

«Найди пару»

 

3 мин Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

СЛОН МУРАВЕЙ
СТРЕКОЗА МОСЬКА
ЗЕРКАЛО МУЖИК
ОСЁЛ ОБЕЗЬЯНА
ВОРОНА ПЕТУХ
КУКУШКА ЛИСИЦА
расставляют карточки с именами героев басен Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

 

Конкурс «Знатоки басен»

прием

«Упражнения  с дырками»

5 мин  Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Для команды № 1

   ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать- было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,

— Лисицу сыр пленил.
Плутовка  к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так  сладко , чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!

Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах  согласья нет,
На  лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с  поклажей  воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак  пятится  назад, а Щука тянет в воду.

читают басню, вставляют в тексты басен

взаимопроверка

проверяют с помощью слайда

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

прием «Плюс -минус»

 

Конкурс «Угадай басню»

 

3 мин Задача: узнать, из какой басни взяты строчки

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

угадывают название басни Оценивание «жетоны  «Молодец»  и  «Умничка»

по 1 жетону за каждую правильно угаданную басню.

Конкурс «Картинная галерея»

 

3 мин Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Учитель показывает предмет, учащиеся пишут названия басен.

1.Сыр  «Ворона и лисица»

2.Очки  «Мартышка и очки»

3.Нота или инструменты   «Квартет»

5.Ларчик  «Ларчик»

6.Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

7. Воз- «Лебедь, щука и рак»

рассматривают картинки и определяют,  какой басне они принадлежат

Проверяется самими же учениками. Обмениваются тетрадями и перечитываются названия басен.

по 1 баллу за правильный ответ
Конкурс Инсценирова-ния басен.

прием

«Алло, мы ищем таланты»

10 мин Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть. инсценируют басни

затем оценивают друг друга

      прием

«Три хлопка»

Закрепление игры 3 мин Вопросы:

1.      Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

2.      На каком инструменте играл И. Крылов?

3.      Что вы знаете о детстве И. Крылова?

4.      Сколько басен создано И. Крыловым?

5.      Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

6.      Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

отвечают на вопросы  
Подведение итогов: 2 мин  Просмотр  басни                    И. А. Крылова.  Пока жюри подсчитывают баллы ребят за урок, предлагает посмотреть басню.

Подсчитываются  баллы,  определяется лучшая  команда, и отдельно определяют знатоков по номинациям.

1 место и 2 место

Номинации:

«Лучший знаток басен» и  «Лучший актёр».

подсчитывают баллы и определяют  место своей команды  

номинации

1 -2 место

Домашнее задание 2 мин Выразительное чтение полюбившейся басни. Нарисовать иллюстрацию к любой басне. записывают д\з  
Рефлексия урока

«Свободный микрофон»

 

 

2мин Дает микрофон и предлагает высказать свое мнение  об уроке. высказывают свои мнения об уроке словесное поощрение
  Список литературы

1.Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004.

2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс

Интернет-ресурсы:

1.http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru

2.Мультфильм по басне «Ворона и Лисица», «Квартет», «Волк и ягнёнок»

 

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master