Государственный язык – мой язык

Ткаченко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

 КГУ «Григорьевский комплекс

 школа – детский сад»

 

Тема: Государственный язык – мой язык

Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Задачи: 1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков;
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана;
3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки.

Оборудование: плакаты, презентация.

Ход классного часа.

Учитель: Сәлеметсіздер ме!

Здравствуйте! Здоровеньки буллы! Гуд монин! Гутен таг! Буэнос диас!

Беседа:

22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана»  наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наш классный час мы посвящаем теме: «Государственный язык- мой язык».

Акылбек Шаясменов 

Земные языки.
Когда с природой я наедине, то различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине.  Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!

Прочитайте слова на казахском и русском языках:

«Тіл-достық көпірі», «Язык-мост дружбы».

–         Как вы их понимаете?

Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

       Казахстан  многонациональное государство. Все народы, населяющие его равноправны, так как наш президент Н.А..Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру. Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.

Язык – это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения.

     С самого раннего  детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки.   Но ведь сказки , прибаутки, песни- это тоже язык.

Исполнение частушек

В основном законе государства – Конституции Республики Казахстан – записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех  школах дети изучают кроме родного языка ещё и русский.Русский язык, один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран. Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском,  татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

Песня «Вместе весело шагать»

Стихи о языке на казахском и русском языках.

Узбекский танец в исполнении Котляровой Виктории.

Конкурс: «Знаешь ли ты свою Родину?» (Решение кроссворда).

  1. Крупный промышленный центр. (Караганда)
    2. Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
    3. Сорт яблок, которым славится Алматы. (Апорт)
    4.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
    5. Город, в районе которого был расположен военный полигон. (Семипалатинск)
    6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
    7. Выдающийся казахский писатель, автор романа “Путь Абая”. (М. Ауэзов)
    8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)

      На земном шаре много языков: Русский, казахский, английский, немецкий, французский и др. Особую роль в развитии человечества сыграли так называемые мировые языки. Таких языков 6: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский. На любом из этих шести языков проводятся международные встречи, совещания на мировом уровне.

Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

Конкурс «Байга»
-Столица Казахстана? (Астана)
– Герой русских сказок (Иванушка-дурачок)

–  Как переводится слово «Казах»? (вольный)

– Назовите головные уборы Казахов? (тымак, тюбетейка, малахай)

–  Как называется поэтическое состязание певцов импровизаторов? (айтыс акыны)

– Что означает слово шанырак? (отверстие в потолке юрты.)

Шанырак- символ благополучия, стремление к лучшему.

Пусть твой шанырак будет высоким!

–  Кем был составлен казахский алфавит на основе русской графики? (Алтынсарин).

–   Самый популярный герой казахских сказок, история анекдотов (Алдар-Косе).

–  В русских сказках скатерть- самобранка, в казахском? (дастархан).

–  Назовите Основной закон Республики Казахстан? (Конституция).
– Какой язык в Республике Казахстан является государственным? (Казахский).
– Назовите дату, когда Казахстан обрел независимость? (16 декабря 1991 год).
– Назовите имя великого казахского писателя и мыслителя? (Абай Кунанбаев).
–  Национальный музыкальный инструмент казахского народа? (Домбра)

–  Назовите имя великого русского писателя? (Александр Пушкин).
– Какой язык в Республике Казахстан является языком межнационального общения? (Русский).
– Перечисли всё, что входит в фонд государственных символов. (герб, флаг, гимн, национальная валюта, границы, название государства)

– Что значит слово «гимн»? (торжественная песня)

–  Как называется национальная валюта Казахстана? (тенге)
– Какой день 16 декабря 1991 года (День Независимости)

А сейчас отгадываете загадку  и переводите на казахский язык. 

  1. В школьной сумке я лежу , как ты учишься скажу.  (дневник-күнделік)
  2. Души и языка нет, а говорит разумное.  (книга-кітап)
  3. У кого одна нога, да и та без башмака.  (гриб-саңырауқұлақ)
  4. Что мудрее вечера.  (утро-таң)
  5. Тебе дано, а люди пользуются.   (имя-ат)
  6. С глаз долой из сердца вон.  (сердце-жүрек)
  7. Какие ноги у лжи.  (короткие-қысқа)
  8. Не все то … , что блестит.  (золото-алтын)
  9. … –всему голова.  (хлеб-нан)
  10. Без … не вытащишь и рыбки из пруда.  (труд-еңбек)

Конкурс : «Доскажи пословицу»

  1. Где кто родиться, там и…. (пригодиться)
  2. Всяк кулик своё болото….(хвалит)
  3. Кому мир не дорог, тот нам и ……(ворог)
  4. Видно сокола по полёту, а добра молодца по ……( делам)
  5. Не так страшен чёрт, как его…..(малюют)
  6. Не зная броду….. (не суйся в воду)
  7. Береги платье с нову, а здоровье….(с молоду)
  8. Сделал дело….. (гуляй смело)
  9. Любишь кататься, люби и …..(саночки возить)
  10. Кто старое помянет, тому…..(глаз вон)

Запасные варианты:

  1. Делу время…..(а потехе час)
  2. Повторенье – …..(мать ученья)
  3. Не дал слово – крепись, а давши слово……(держись)
  4. Старый друг лучше…..(новых двух)
  5. Друг познаётся ……(в беде)

Конкурс. «Изобрази пословицу».

v Один в поле не воин

v Как аукнется, так и откликнется

v Не плюй в колодец самому пригодиться напиться.

v Делу время, а потехе час.

v Семь раз отмерь, один раз отрежь

v В тихом омуте черти водятся

v Рыбак рыбака видит издалека

v Не имей сто рублей, а имей сто друзей

v Сытый голодного не разумеет

Конкурс «Пожелание»

Высказать поздравления, пожелания своим соперникам, поблагодарить за игру и похвалить. (Стоят в шеренге и высказываются в адрес соседа слева)

И в итоге нашего классного часа я хочу рассказать вам один случай:

«Маленький мальчик однажды спросил у мамы, что означает слово «всегда», ему объяснили. Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к нему другие. Так получились стихи: Пусть всегда будет солнце, небо, мама, я!» Об истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель К. Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат- детский рисунок со словами мальчика.   На этом не кончилась история детского стишка. Она попала на глаза поэту Льву Ошанину и композитору Аркадию Островскому.

Родилась песня. Зазвенела она  детскими голосами. А потом перешагнула границы, запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы детей всех стран. Давайте вместе исполним припев этой песни: « Солнечный круг»

Исполнение  учащимися песни « Солнечный круг».

      Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный Дню языков! Желаем всем всего вам доброго и прекрасного! И в заключение мне хотелось бы прочесть следующие строки:

У русских и казахов общий путь –

Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!

Народы вместе сквозь века прошли,

В пути друзей надежных обрели.

Объединяет много наций Казахстан
И Президент наш утверждает: “Нужно,
Чтоб был один язык народов разных стран,
И это, несомненно, – язык Дружбы”.

-Мира, благополучия, единения нашим народам!

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master