Дико растущие и культурные растения

 

Ткаченко Татьяна Николаевна,

                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                                    КГУ «Григорьевский комплекс

                                                                                    школа – детский сад»

Тема : Дико растущие и культурные растения

Цели урока:

Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.

Научить детей распознавать растения.

Воспитывать в детях любовь к природе.

Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.

Объявление темы урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.

III. Работа в дневнике наблюдения.

Проверка домашнего задания.

Слайд 5.

Ученики работают с индивидуальными карточками.

Карточка 1.

Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.

Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.

Карточка 2.

Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.

Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.

Карточка 3.

Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.

Деревья Кустарники Травы
липа крыжовник подорожник
ромашка смородина одуванчик
береза дуб малина

– Какую пользу приносят листья растению?

-Какие задачи они выполняют?

-Какими бывают листья по форме?

-Что такое листопад?

– Как изменяется цвет листьев?

– Почему  опадают листья?

– Какую пользу приносят опавшие листья?

  1. Введение в новую тему.

Слайд 6.

  1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.
  2. Слайд 7 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.

Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.

Растения одевают человека – лён, хлопок.

Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.

Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.

  1. Слайд 8.Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
  2. Слайд 9.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?

Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.

5.Слайд 10.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?

Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.

Слайд 11.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.

  1. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.

Слайды 12-14. (Фиалка, земляника, незабудка ).

Приведите примеры дикорастущих растений.

Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.

  1. Знакомство с культурными растениями.

Слайды 15-16. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).

Слайд 17. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).

Слайд 18. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).

Слайд 19. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.

Слайд 20. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.

Слайд 21. Рис. Показ учителем семян риса.

Слайды 22-25. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).

Слайды 26-27. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.

VII. Работа по учебнику.

В учебнике на с.73 учащиеся зачитывают таблицу «Плоды сухие и сочные». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.

VIII. Загадки о растениях.

Слайд 28.

Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)

Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе.

2.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

  1. От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)

4.Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает… (одуванчик)

 

5.Вот корзинка с черным донцем

Целый день следит за солнцем.

В ней так много зернышек.

Что это? (Подсолнушек)

 

6.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

 

7.Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

 

  1. Рассказы учащихся о растениях.

Слайд 36.

Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.

Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.

Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.

Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.

  1. Выставка работ учащихся.

Слайд 41.

( Выполнение кластера).

  1. Обобщение.

Слайд 42.

Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.

Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.

XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»

Домашнее задание: материал учебника – с.73-74, рабочая тетрадь –25.

 

<h2>Ұқсас жазбалар</h2>

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master