Твердые и мягкие согласные.  Твердые согласные Ж,Ц,Ш. Мягкие согласные Ч,Щ

Класс: 5  

Тема урока:  Твердые и мягкие согласные.  Твердые согласные Ж,Ц,Ш. Мягкие согласные Ч,Щ

Цели урока: Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.

Развивать речь устную и письменную, обогащать словарный запас, расширять объём внимания и памяти.

Ожидаемый результат: ученики знают  какими буками обозначается  мягкость согласных. Знают, что всегда твердые  Ж, Ш, Ц  и всегда мягкие

Ч, Щ, Й

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
 Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент

Психологический настрой класса

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

 

Мозговой штурм

Что называется фонетикой?

Сколько всего букв в русском языке?

Сколько гласных букв?

Сколько согласных букв?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Какие буквы звуков не дают?

Что такое слог?

Как можно узнать сколько слогов в слове?

Что такое ударный слог?

Что такое безударный слог?

 

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые к нам прилетели в класс.

Правильно, осенью листья начинают желтеть, краснеть, меняют свою окраску

 

Посмотрите, какие буквы на этих листочках, распределите на две группы

 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

Я хочу поделить вас на три группы

Ученики, у которых желтые листья –   І группа, у которых красные листья –  ІІ группа, у которых –

ІІІ группа.

 

Перед вами  деревья без листьев. Если вы будете хорошо отвечать, к концу  урока деревья покроются листьями желтыми, красными,

зелеными.

 

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

 

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

 

Вслушайтесь внимательно, какой

1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

2.Так как же называются согласные, которые любит Том?

Как называются согласные, которые любит Тим?

 

4.Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Правильно тема нашего сегодняшнего урока

 

 

 

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

 

Игра твердый – мягкий

 

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Задание 1.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь,  девочка, парта,  пила, море, темя, тема, репа, ветка, грибы, крыша.

 

Работа по учебнику

Прочитайте сначала слова с твердыми согласными, а потом – с мягкими согласными

День, радуга, гроза, тень, болото, тайга, пень.

 

Задание 2. Для трех групп. Какая группа раньше закончит, поднимает смайлик.

Упр.54. Прочитайте слова. Спишите  их. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.

1  группа. Сентябрь осень, школьник, октябрь, дождь, пыль

2 группа Большой, маленький, звенеть, играть, пёс, берёзка

3 группа Поле, песня, пять, письмо, пила, книга

 

Задание 3.Устно. Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … ба – … , га – …,  да – …,

зу – …, ка – … /

 

Разминка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

 

Задание 4. “Буквы потерялись”

 

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы.

 

б…нан
вишн…
л…мон
гр…ша
п…рсик
мандар…н
д…рога. т…лефон л … сок
в…тка в…рона гол…би
х … лод пал…ц кр…вать

 

Подведение итогов урока

 

1. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.

1) книга
2) мама
3) сестра
4) дочь

2. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.

1) сюрприз
2) перо
3) руки
4) мышь

3. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.

1) парк
2) мёд
3) герой
4) берёза

4. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) магазин
2) листья
3) крыльцо
4) море

 

5. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые. 

1) яблоко
2) персик
3) слива
4) груша

6. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.

1) сирень
2) хлеб
3) астра
4) щёки

7. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) кувшин
2) щука
3) цирк
4) вещь

8. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) ягода
2) пятно
3) осень
4) овощ

Оценка знаний учащихся

 

Вывод.

Что вы обнаружили интересного?

– Какими бывают согласные звуки? От чего это зависит?

– Как обозначают твёрдые согласные звуки?

– Как обозначают мягкие согласные звуки?

 

– Мы достигли цели?

– Чему научились?

– Какие были затруднения?

 

 

Готовятся к уроку

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

Раздел науки, в котором изучаются звуки речи называется фонетикой и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень

желтые, зеленые, красные

 

 

 

 

на листочке написаны гласные и согласные  буквы

 

Написать число

 

 

 

 

 

 

Ученики делятся на группы

 

 

 

 

За каждый правильный ответ на дереве появляется листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Твердые.)

 

(Мягкие.)

 

(Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

 

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задание

 

 

 

 

 

радуга, гроза, болото, тайга

 

день, тень, пень

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ва-ве, ту – те, ры –  ри и т.д.

 

Leave a Comment

Website Protected by Spam Master