КГУ ОШ №57 города Алматы
Учитель начальных классов:
Гришина Наталия Анатольевна
Предмет: русский язык
3 классТема: «Приставка, её роль в слове»
Цель: повторить и углубить понятие приставки как значимой части слова, дать представление о словообразующей роли приставки
— формирование умения находить приставку в слове, производить разбор слова по составу
— развитие памяти, мышления, устной и письменной речи
— воспитание внимания и аккуратности при письме
Тип урока: урок усвоения знаний
Форма организации урока:совершенствование знаний и способов деятельности
Ход урока:
- Организационный этап
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь
- Этап актуализации
Чистописание – написание в рабочей тетради букв Пп,слогов – про – при
Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом – помидор. Напишите это слово красивым почерком в тетради. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? Сколько в этом слове букв, сколько звуков? Сколько гласных, сколько согласных?
— Давайте составим предложение со словарным словом – помидор
Учащиеся составляют предложения. Наиболее удачное предложение записывается на доске с комментированием.
Физминутка
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.
- Ввод ситуации для открытиятемы и постановки цели урока
Послушайте стихотворение:
Подоконник — под окном.
Подлокотник – под локтём,
Очень мягкая подушка
Ночью ляжет вам под ушко.
И приснитсявам подснежник,
Что так тихо спит под снегом,
И приснится вам подсвечник
Что под свечкой задремал…
(Е. Григорьева)
— О чём это стихотворение? Что в нём необычного?
Ответы учащихся…
Правильно, в нём часто встречаются слова, которые начинаются слогом «под». А как эта часть слова называется? Приставка
Вы уже догадались о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Сообщение темы урока
Выпишите слова из стихотворения, в которых имеются приставки (стр. 74 – упр. 160 Выделите приставку
- Формирование новых понятий и способов действия
Проблемный вопрос: «Что такое приставка и какова её роль в слове?»
Работа в парах (стр. 74)
Из каких частей состоит слово?
Какая часть слова называется приставкой?
Для чего служит приставка?
Как найти приставку в слове?
Теперь мы знаем, что при помощи приставки образуются новые слова. Приставка находится перед корнем. Она «пристаёт» к корню. Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой
- Применение. Формирование умений и навыков
Упр. 162. Списать. Подобрать однокоренные слова. Обозначить приставки
Упр. 163. Образовать с помощью приставок слова с противоположным значением. Обозначить приставки
Например: Влетел в окно – вылетел из окна, подплыл к берегу – отплыл от берега…
Какой мы можем сделать вывод?
Приставка вносит новое значение в слово
Закрепление и систематизация
Упр. 166 – стр. 76
Игра «Цветок». Написать слова с приставками. Как изменилось значение слов?
- Этап информации о домашнем задании
Упр. 164 – стр. 75
Дописать приставки к слову ехать. Какое значение имеет каждая приставка?
Обозначить приставки
- Подведение итогов урока
- Этап рефлексии