Алматинская область
Панфиловский район
КГУ «Коктальская средняя школа с дошкольным мини-центром»
Учитель русского языка и литературы Нусупкожаева Айгуль Нурсапаевна
Урок русского языка 6 класс
Тема урока: «Собирательные числительные»
Цели урока: Формировать навыки определения собирательных числительных;
развивать речевую культуру, познавательный интерес; воспитывать ценностное отношение к прекрасному, к жизни .
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
- I. Организационный момент
Дети берутся за руки и по кругу говорят добрые слова.
II. Актуализация
Прием «Снежный ком». Учитель задает вопрос по пройденной теме, к примеру: «Назовите разряды числительных», далее ребенок, которому задан вопрос, придумывает свой вопрос и задает следующему ученику.
IIІ. Новый материал
Учитель обращает внимание детей на доску (На доске висят перевернутые карточки с цифрами.) Дети должны подходить, переворачивать карточки и называть числительное.
Ученики группируют числительные по определенным признакам или сходству.
Остались неизвестные для учащихся числительные. Учитель подсказывает ребятам, что остались СОБИРАТЕЛЬНЫЕ и это название ново темы.
Оформление тетрадей.
учитель объясняет новый материал: Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов. Например, двое ребят, пятеро котят, трое друзей.
1 задание
Из цифр 5,9,7,2,4 образовать собирательные числительные.
2 задание Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.
Двое (тракторист, зайчонок, девочка, щипцы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (котята, очки, подруга, малыш).
(Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц;
Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)
Назовите известные вам орфограммы.
- IV. Закрепление
- На доске написаны слова: враг, приятель, сын, перо, архитектор, школа, история.
Нужно употребить эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь.
С существительными какого рода мы смогли употребить собирательные числительные? (М.р., ср.р.)
Существительные какого рода остались? (Ж.р.)
Словарно-орфографическая работа.
Сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах.
И.п. Косвенные
обА → обО… + сущ. м.р./ср.р.
обЕ → обЕ… + сущ. ж.р.
Подберите верный ответ к следующим существительным: дверь, осина, потолок, торт, загадка, солнце, клад.
Сделаем вывод: собирательное числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное обе употребляется только с существительными женского рода.
Физ. минутка.
- V. Применение
Склонение числительных.
Собирательные числительные склоняются точно так же, как и прилагательные. Например: Р.п. серых волчат, троих волчат.
Обратите внимание на окончания.
Просклоняйте словосочетания рыжие котята, трое котят.
И.п. рыжие котята, трое котят
Р.п. рыжих котят, троих котят
Д.п. рыжим котятам, троим котятам
В.п. рыжих котят, троих котят
Т.п. рыжими котятами, троими котятами
П.п. о рыжих котятах, о троих котятах.
Выделим окончания имен прилагательных и числительных, сделаем вывод.
- VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание:
1.Найти и записать пословицы с числительными.
2.Вставьте числительные оба, обе
По … сторонам дороги тянулся густой лес.
Малышка держала куклу … руками.
Склоны … оврагов размыты дождями.
… братьев приняли в спортивную школу.
Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.
В … случаях ответ был неверным.