Алматинская область
Карасайский район
п.Береке КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»
учитель русского языка и литературы
Ибраимова Гульмира Рысдаулетовна
Русский язык. 5 класс с казахским языком обучения.
Тема: Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Знать: определения повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Уметь: определять вид предложений по цели высказывания.
Оборудование: учебник, опорная схема.
Ход урока:
І.Оргмомент.
ІІ.Повторение пройденного.
1.Устный опрос.
2.Разбор предложений.
На ночном небе сверкают звёзды.
Марат прочитал интересную книгу.
Дети будут учиться в школе.
ІІІ.Новая тема.
3.Работа с опорной схемой.
1.Работа с предложениями.
1) Выпал белый снег.
2) Что ты делаешь?
3) Прочитайте сказку.
2.Знакомство с правилом на с.160-161.
2.Индивидуальная работа с предложениями.
Наступила весна. Светит яркое солнце. В небе поют птицы.
-В данных предложениях подчеркните подлежащее (бастауыш) и сказуемое (баяндауыш).
-Что входит в грамматическую основу?
-Сколько в данных предложениях грамматических основ?
-Какие предложения: простые или сложные?
3.Составить предложения, используя данные глаголы.
Сидеть, стоять, вышла, зашла, любим, читаем.
4.Составить предложения по вопросам.
Кто? Когда? Что делал?
Когда? Что делал? Какой? Что?
IV.Закрепление.
1.Упр.8
2.Знакомствос правилом.
Не с глаголами пишется раздельно: не был, не знаю, не видел, не могу, не хочу.
3.Упр.6, с.65
4.Задание «Метаморфоза».
Заданное предложение превратить в предложения, различаемые по цели высказывания.
Таня положила на стол книгу. (повеств.)
- Таня положила на стол книгу? (вопросит.)
- Таня, положи на стол книгу! (побудит., содерж.приказ)
- Таня, положи, пожалуйста на стол книгу. (побудит., содерж. просьбу)
- Мама сказала: «Таня, положи на стол книгу.» (Предлож. с прямой речью)
Ты выполнил упражнение? (вопросит.)
- Повествов.
- Побудит., содержащее приказ.
- Вопросит. с обращением.
- Побудит., содержащее просьбу.
- Предложение с прямой речью.
6.Игра «График»
Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количеств предложений). На оси ОУ записываются типы предложений (пов., воп., поб.). Учитель диктует предложения. На пересечении числа и типа предложений ставится точка. Затем эти точки соединяются.
|
У | |||||||||||||
пов. | ||||||||||||||
воп. | ||||||||||||||
поб. | ||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Х |
V.Домашнее задание (упр.5, с.65)
VI.Подведение итогов урока.