Жамбыл облысы Меркі ауданы
№4 Тілеміс батыр орта мектебі
Шилибекова Гульзипа Кошкарбаевна
Урок – обобщение по теме « Имя существительное»
Лексическая тема « Книга »
Цель урока: Обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания,
умения, навыки о существительном;
развитие умения сравнивать, анализировать и обобщить
изученный материал; развивать речь, логическое мышление, память
учащихся; совершенствовать навыки связной речи;
воспитывать бережное отношение к книге, углубить интерес к
книге как источнику знаний и мудрости, духовной и нравственной
силы.
Оборудование: слайды, опорная схема
Ход урока.
І. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы обобщим наши знания о существительном. Важно, чтобы вы правильно формулировали правила, подтверждали свои рассуждения примерами.
ІІІ. Обобщение по теме
1-гейм: Найдите друзей Слайд 1.
Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов- существителных образуйте однокоренные слова. Сделайте разбор по составу.
1-ряд: Библиотека ( библиотечный, библиотекарь)
2-ряд: Книга ( книжный, книголюб)
3-ряд: Учитель ( ученик, ученица, учить)
2-гейм: Не ошибись, пожалуйста. Слайд 2.
Тест соответствия
Именительный Кого? Что?
Родительный Кем? Чем?
Дательный Кого? Чего?
Винительный Кто? Что?
Творительный О ком? О чем?
Предложный Кому? Чему?
3-гейм Кто быстрее? Определить род существительных.
Цифровой диктант Слайд 3
Работа с перфокартой
Существительные | Женский род | Мужской род | Средний род |
Книга | |||
Друг | |||
Парта | |||
Окно | |||
Река | |||
Лошадь | |||
Море | |||
Учитель | |||
Доска | |||
Село |
Женский род 1
Мужской род 2
Средний род 3
4-гейм Выбери правильно. Слайд 4
Из текста нужно найти одушевленные и неодушевленные существительные.
Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
ІV. Вывод.
Чтение текста. Чтобы книги дольше жили. Слайд 5
Книги как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди могут заболеть. Для больных книг есть специальные лечебницы – переплетные и реставрационные мастерские. В них книги лечат.
Однако все знают: любую болезнь легче предупреждать, чем вылечить.
Запомните, что с книгами нельзя делать: загибать страницы, закладывать в книги карандаши, писать и рисовать в книгах, брать их грязными руками, читать во время еды, читать на солнце.
Книги боятся и грязи, и сырости, и солнечных лучей. Больше всего книги любят бережное и заботливое отношение.
Работа над текстом.
Что полезного вы узнали из текста?
Как надо относиться к книгам?
Слово учителя: Ребята, книги рассказывают нам о жизни, людях и странах. В них предстает вся история человечества. Они передают опыт жизни. Книга — это источник знаний и мудрости, духовной и нравственной силы. Поэтому книгу надо любить, беречь, заботиться о ней.
Задание1. Взять из текста 3 существильного и сделать разбор по схеме.
( Работа выполняется в тетрадях )
Книга, страницы, солнце
Сначала по схеме / Сатылай кешенді талдау/ делают вывод по теме
Слайд 6
Имя существительное / обозначает предмет или
лицо
- Начальная форма/ им. падеж ед числа
- вопросы / кто? что?
- постоянные признаки / одушевл, неодуш, собств.,
нар., м., ж., ср.
- непостоянные признаки
изменяются / по числам, падежам
- синтаксическая роль/ подлежащее,
дополнение
обстоятельство,
сказуемое
Слайд 7
Например: книга
Имя существительное обозначает предмет
- начальная форма книга
- вопрос что?
- род женский род
- по значению неодушевленное,
нарицательное
- изменяются ед. число, именительный падеж
- синтаксическая функция подлежащее
- V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание Написать пословицы о книге.
Сделать разбор 3 существительного по схеме / Сатылай кешенді талдау