Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Урок – обобщение по теме « Имя существительное» Лексическая тема « Книга »

Урок – обобщение по теме « Имя существительное» Лексическая тема « Книга »

Жамбыл облысы Меркі ауданы
№4 Тілеміс батыр орта мектебі
Шилибекова Гульзипа Кошкарбаевна

Урок – обобщение по теме « Имя существительное»

Лексическая тема  « Книга »

Цель урока:  Обобщить и систематизировать ранее усвоенные знания,

умения, навыки о существительном;

развитие умения сравнивать, анализировать и обобщить

изученный материал; развивать речь, логическое мышление, память

учащихся; совершенствовать навыки  связной речи;

воспитывать бережное отношение к книге, углубить интерес к

книге как источнику знаний и мудрости, духовной и нравственной

силы.

Оборудование:  слайды, опорная схема

 

Ход  урока.

 

І. Организационный момент.

Учитель:  Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

 

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:  Сегодня мы обобщим наши знания о существительном. Важно, чтобы вы правильно формулировали правила, подтверждали свои рассуждения примерами.

 

ІІІ. Обобщение по теме

 

1-гейм: Найдите друзей    Слайд 1.

Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов- существителных образуйте однокоренные слова.  Сделайте разбор по составу.

 

1-ряд:  Библиотека   ( библиотечный, библиотекарь)

2-ряд: Книга  ( книжный, книголюб)

3-ряд: Учитель ( ученик, ученица, учить)

 

2-гейм: Не ошибись, пожалуйста. Слайд 2.

Тест соответствия

 

Именительный                                Кого?  Что?

Родительный                                  Кем?   Чем?

Дательный                                       Кого?   Чего?

Винительный                                  Кто?  Что?

Творительный                                О ком?   О чем?

Предложный                                   Кому?  Чему?

 

3-гейм   Кто быстрее?   Определить род существительных.

Цифровой    диктант    Слайд 3

 

Работа с перфокартой

Существительные Женский род Мужской род Средний род
Книга
Друг
Парта
    Окно
Река
Лошадь
Море
Учитель
Доска
Село

 

Женский род  1

Мужской род 2

Средний род  3

 

4-гейм          Выбери правильно.   Слайд 4

Из текста нужно найти  одушевленные и неодушевленные существительные.

 

Книга – учитель, книга – наставница.

Книга – близкий  товарищ и друг.

Ум, как  ручей, вытекает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

 

ІV. Вывод.

 

Чтение текста.   Чтобы книги дольше жили.    Слайд 5

 

Книги как люди: рождаются, живут, стареют. Как  и люди могут заболеть. Для больных книг есть специальные лечебницы – переплетные и реставрационные мастерские. В них книги лечат.

Однако все знают: любую болезнь легче предупреждать, чем вылечить.

Запомните, что с  книгами нельзя делать: загибать страницы, закладывать в книги карандаши, писать и рисовать в книгах, брать их грязными руками, читать во время еды, читать на солнце.

Книги боятся и грязи, и сырости, и солнечных лучей. Больше всего книги любят бережное  и заботливое отношение.

 

Работа над текстом.

Что полезного вы узнали из текста?

Как  надо относиться к книгам?

Слово учителя: Ребята, книги рассказывают нам о жизни, людях и странах. В них предстает вся история человечества. Они передают опыт жизни. Книга — это источник знаний и мудрости, духовной и нравственной силы. Поэтому книгу надо любить, беречь, заботиться о ней.

 

Задание1. Взять из текста 3 существильного и сделать разбор по схеме.

(  Работа выполняется в тетрадях )

 

Книга,  страницы, солнце

 

Сначала по схеме / Сатылай кешенді талдау/ делают вывод по теме

 

Слайд 6

 

 

                                               Имя существительное   /  обозначает предмет или               

                                                                                                                лицо

 

  1. Начальная форма/ им. падеж ед числа

 

  1. вопросы / кто?   что?

                                                   

  1. постоянные признаки / одушевл, неодуш, собств., 

 

                                                  нар.,  м., ж., ср.

                                                   

  1. непостоянные признаки           

                                                    изменяются  / по числам, падежам

                                          

  1. синтаксическая роль/  подлежащее,           

дополнение

обстоятельство,

сказуемое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

Например:   книга

 

                                               Имя существительное обозначает предмет

 

  1. начальная форма книга
  2. вопрос что?

                                                   

  1. род женский род

                                                  

  1. по значению неодушевленное,                

                                                                                  нарицательное

                                               

  1. изменяются ед. число, именительный падеж

                                          

  1. синтаксическая функция подлежащее

                                                                           

 

 

 

 

 

  1. V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание   Написать пословицы о книге.

Сделать разбор  3 существительного по схеме /  Сатылай кешенді талдау

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *