Отрарский район средняя школа имени «К. Мунайтпосова»
Учитель русского языка и литературы: Жумабекова Нагима Досановна.
Тема урока: Закрепление обособленных членов предложения.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся об обособленных членах;
- научить правильно определять их в предложениях;
- привить интерес к изучению русского языка.
Тип урока: повторения.
Оборудование: учебное пособие, слайды, раздаточные материала.
Ход урока:
- I. Организационный момент
Психологический настрой:
Улыбнитесь друг друга.
Улыбнитесь гостям и мне.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обособленные члены
предложения», а целью нашего урока является
усвоение материала об обособленных членах предложения, вы должны правильно научиться определять их в предложениях, ну и, конечно же, вызвать интерес к изучению русского языка.
Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем, вспоминаем, что забыли».
- II. Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос
На прошлом уроке вы проходили тему «Обособленные члены предложения». Чтобы проверить ваши знания, я хочу задавать вам несколько вопросы.
- Какие члены предложения называются однородными?
- А какими членами предложения могут быть выражены однородные члены предложения?
- Какими частями речи могут быть выражены однородные члены предложения
- Как соединяются однородные члены предложения?
- В каких случаях между однородными членами ставится запятая?
- В каких случаях между однородными членами не ставится запятая?
- Чаще всего какие обобщающие слова используются в однородных членах предложениях?
- Когда ставится двоеточие в предложениях с однородными членами
- А когда ставится тире в предложениях с однородными членами?
- Какими членами предложения называются обособленными?
- Какие разряды ест обособленных членов предложения?
- Как выделяются обособленные члены предложения в устной и письменной речи?
III. Повторение пройденного материала
Упражнение «Эксперимент»
Ваша задача – расставить знаки препинания.
а/ ВСАДУРАСТУТСЛИВЫВИШНИЯБЛОНИ
б/ СОЛНЦЕЦВЕТИТНОНЕГРЕЕТ
в/ ВГОСТЯХОРОШОАДОМАЛУЧШЕ
Правильный ответ предложения
- В саду растут вишни, яблони и груши. О, О и О
- Солнце цветит, но не греет. О, но О
- В гостях хорошо, а дома лучше. О, а О
- IV. Работа с учебниками
- Упр.1. стр.184. «В краю легенд». Прочитайте. Выпишите из текста предложение с обособленным членом и разберите его по членам предложения.
Синтаксический разбор
В низинах и долинах, на берегах голубых озёр Боровое, Щучье, Большое и Малое Чебачье к соснам присоединяется хоровод осин и кустарников. Это предложение обособлено обстоятельством, отвечает на вопрос где? и выражено существительными множественного числа предложного падежа.
Это чудесная земля взрастила многих певцов и акынов –Биржан-сала, Ахан-сере, Ибрая Сандыбаева. Это предложения обособлено дополнением, отвечает на вопрос кого? и выражено существительными.
- V. Работа по тексту
- Как называют Кокчетавскую возвышенность? Казахстанской Швейцарией.
- Какие скалы придают здесь причудливо-живописный облик? Гранитные скалы высотой в несколько сот метров.
- Какие виды деревьев можно увидеть в этом живописном уголке? Высокие сосны, осины и кустарники, целые рощи, танцующих берёз, на лесных полянах – буйное разнотравье.
- Кого можно встретить в лесах? Оленя и марала, медведя и кабана, косулю, белку, лисицу, зайца, лося.
- Кого взрастила эта чудесная земля? Многих народных певцов и акынов – Биржан-сала, Ахан-сере, Ибрая Сандыбаева.
- VI. Словарная работа
- Возвышенность-қырат, үстірт.
- Скала – жартас. құз.
- Низина- ойпат.
- Присоединяется – қосылады.
- Тянутся – бой созады.
- Буйное разнотравье –қаулап өскен шөп
- По склонам гор – таудың бауырында
VII. Рефлексия
Молодцы, ребята.
- Какие члены предложения обособляются?
- Назовите разряды обособленных членов предложения?
- Какими знаками препинания выделяются они на письме?
- Что нового вы узнали о Кокшетау?
VIII.. «Доскажи» физ. Минутка.
Жить душа……в душу.
Куда глаза……глядят.
Одно нога здесь……другая там.
Семь раз отмерь, ……один раз отрежь.
Не имей сто рублей,…а имей сто друзей.
Сделал дело -…гуляй смело.
В здоровом теле……здоровый дух.
Любишь кататься,……люби и саночки возить.
Кто не работает,……тот не ест.
VIII. Домашнее задание
- Повторить правила об обособленных членах предложениях.
- Стр.186.упр.2.Выучит стихотворение Н.М. Языкова
- -Комментирование оценок