г.Талдыкорган
Абдрахманова Жамал Тустебаевна
учитель русского языка и литературы
средней школы-гимназии №14
Тема урока: Подлежащее, выраженное существительным и местоимением.
Цель урока: Дать определение главным членам предложения, показать способы
выражения подлежащего, привить навыки и умения нахождения в предложении главных членов,
развить языковое чутьё, активизировать и обогатить лексический запас учащихся эстетическое восприятие природы.
Тип: урока : комбинированный
Метод урока: репродуктивный, частичный-поисковый метод
Форма работы: групповая
Оборудование: интерактивная доска, презентация, грамм- запись музыкальной композиции
Ход урока
1.Психологический тренинг.
- Дидактическая игра «ДА-НЕТ»(слайд1)
Подлежащее — это главный член предложения;
Подлежащее- отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Подлежащее- выражается существительным и местоимением;
Предложение- это словосочетание;
Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные вопросительные, восклицательные
Простое предложение имеет две грамматические основы;
По наличии второстепенных членов предложения бывают распространенные на распространенные;
Синтаксис изучает словосочетания и предложения
Главные члены предложения- это дополнение и определение
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | нет | да | нет | да | нет | да | да | нет | да |
- Работа по картине «Зимний лес»(слайд 2)
4.Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»(слайд 3)
5.Эпиграф урока Учись у них- у дуба, у березы А.А. Фет(слайд 5)
6.Новая тема
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы в зимнем лесу. Лес вызывает чувство душевного покоя и уюта.
Великие поэты и писатели, художники и музыканты обращаются к вечной теме- теме любви к природе. Они изображают ее в своих произведениях как живое существо, неотделимое от человека, от его мыслей и чувств. Обратите внимание на эпиграф урока.
Что вы думаете поэтому поводу?
7.Создание проблемной ситуации
Тропинка, к, ведет , лесной , реке Тропинка ведет к лесной реке
Она строит дом для птенцов
Она строит дом для птенцов
Существительное | Местоимение | |||
Тропинка | Она | |||
Что? | Кто? | |||
ж.р | ж.р | |||
ед.ч. | ед.ч. | |||
Называет предмет | Не называет предмет,
а указывает на какое-то лицо |
8.Ознакомление с теоретическим материалом (слайд 11,12)
9.Личные местоимения (слайд 13)
10.Практическая работа(слайд 14)
И ст…ит б…рёза в сонной т…шине,
И горят сн…жинки в з…лотом огне
(С.Есенин)
См…трю я в ст…кляшку
З…л…ного цвета,
И сразу з…ма
Превращается в л…то
(А.Барто)
11.Узнай дерево. Работа по группам(слайд 15,16,17)
- Закрепление материала
Мини сочинение о своем дереве.
- Самооценка
Умею находить грамматическую основу |
Различаю существительное и местоимения |
Знаю как выражается подлежащее |
Умею работать в коллективе |
Умею составлять текст на заданную тему |
Умею «+»
Надо научиться «?»
Не знаю «-»
14.Рефлексия. Сингвейн на тему Урок
- существительное
- два прилагательных
3.три глагола
4.предложение из 4 словосочетание
5.синоним к существительному
15.Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «Зима в моем городе»