Қарағанды облысы
Приозерск қаласы
«№1 жалпы білім беру орта мектебі»
Мұғалім аты-жөні: Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович
Тема урока: «Состав слова. Основа слова . Окончание» (повторение)
Цели урока:
а) Образовательная : познакомить с новым разделом, показать состав слова, объяснить новые понятия
б) Развивающая: развитие речи, расширение кругозора, пополнение словарного запаса школьников.
Б) Воспитательная: воспитание правильного выполнения домашнего задания
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых понятий и способов деятельности
Оборудование:слайд-презентация, электронный учебник, карточки с вопросами для повторения, листки для рефлексии
Ход урока:
- Организационный момент:
1.Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке
2.Психологически подготовить учащихся к общению
- II. Проверка домашнего задания
Ребята мы с вами на прошлом уроке писали изложение. На дом было задано повторить пройденные правила
Ребята отвечают на вопросы (карточки с вопросами)
- 1. Расскажите: общие сведения о языке
- Что изучает лексика?
- Как называются слова, которые имеют одно значение? Приведи пример
- Как называются слова, которые имеют несколько значений? Приведи примеры
- Прямое и переносное значение слов. Приведи примеры
5.. Общеупотребительные слова?
- Слова – термины?
- Профессиональные слова? Примеры
8 .Заимствованные слова? Примеры
- Признаки заимствованных слов? Примеры
- Интернациональные слова? Примеры
- Стили речи? Какие стили мы проходили?
- На прошлых уроках мы изучали лексику. Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется морфемика. Здесь мы изучим состав слова и остановимся на основе и окончании.
III. Объяснение нового материала ( слайд-презентация)
- 1. Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. 2. Состав слова (сөз құрамы). Приставка, корень, суффикс, окончание.Эти слова называют общим словом – морфемы.3. Основа – часть слова без окончания (в основу входят приставка, корень, суффикс).
Машина, дома, мальчики
Основа (сөздің негізі)
мягкая твердая
заканчивается на мягкий
Основа (сөздің негізі) заканчивается на твердый согласный звук: согласный звук:
лагерь, картофель завод, стол
- 4. Окончание (жалғау) — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окно, рубашка
Окончание может быть нулевым. Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым
Стол , стул
- IY.Закрепление изученного материала.
Задание 1. Подчеркните основу слова и окончание
А) Дома, работа, школа, доска, стол, мир, знание, дерево, окно, задача, предмет
Б) Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.(имеет окончание – оканчивается на…)
Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумный, урок, сказка, написала
Задание 2. (Развитие речи, работа с учебником)
«Когда лучше учить уроки?», чтение, ответы на вопросы
- 1. Почему в классе было шумно? 2. О чем спорили ребята?
- 3. Что сказал Болат? 4 .Можно ли согласиться с Болатом?
Задание 3. Игра – «Назовите последнее слово», в словах подчеркните основу и окончание
Кто шагает с сумкой книг утром в школу (у….)
Очень скоро встретит вас наш веселый, светлый (к…)
В коридоре топот ног, то зовет всех в класс (з….)
Если ты все будешь знать, то получишь в школе (п…)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (т…)
Я сижу и чуть не плачу: очень трудная (з….)
Веселятся Коля, Лена – это значит (п…)
Задание 4. (Разноуровневые задания )
Ученики должны определить и угадать по данным четырем словам, куда их пригласили
Например: гвозди, станок, молоток, топор, — их пригласили в мастерскую
В этом слове надо подчеркнуть основу и окончание
огород | парк | цирк | столовая | школа | зоопарк |
Книжки
Дневники Карандаши Учитель |
Обезьяна
Жираф Клетка Лев |
Картошка
Лопата Трава Морковь |
Дорожки
Скамейка Березки Деревья |
Клоуны
Медведи Тигры Акробаты |
Торт
Пирожки Хлеб Суп |
Задание 5. Спасите людей от одиночества, добавив в слова окончания. Подчеркните основу и окончание
Ученик – ученики, Пассажир — …,Кот — …, Школьник — …,Учитель — …,Класс — …Задание 6. Подчеркните основу и окончание.
Свобода, определение, детство, падежи, предложение.
Задание 7. Творческое задание
- Что стоит посередине реки Волги – буква …2. Какое море в доме имеет две буквы «н» — …3. Какого камня нет в черном море – 4. Под каким деревом сидел заяц во время дождя – …5. По чему люди ходят в обуви – по …
- Подчеркните основу и окончание. Роза, газета, книга.2. Отгадайте загадку, в ответе подчеркните основу и окончание.
Зимой и летом одним цветом –/ …/. Не лает, не кусает, а в дом не пускает – /…/
- Ответьте на вопросы: Какой язык имеет две буквы «с» -… Деревянный человек – … Какой вид транспорта имеет два «л» — …
- Y. Обобщение пройденного материала. Игра. – Вставьте в устойчивые сочетания слов названия животных
- колюч как – … 2)труслив как – … 3)хитер как – …4) нем как – …5) грязен как – … Подчеркните окончание и основу
- YI. Домашнее задание:Упр.7, стр.52. Доп – но: упр.9,10, стр.53-54
YII. Рефлексия. Что мы изучили нового? Что мы не знали? Что я уже знал? Что хочу познать?