Шарбактинская средняя общеобразовательная школа
Учитель: Тогузбаева Каламкас Ерболатовна
Тема: Род имён существительных
Цели:
- Закрепить знания об имени существительном.
- Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Оборудование: : интерактивная доска, слайды по теме урока, карточки
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знании.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, листочки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их и начнем урок.
— На уроке мы действительно будем писать, думать и сделаем в области русского языка открытие.
А для этого мы сегодня отправимся в страну Речь. Слайд №1
Слайд 2 Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
Слайд №3 Маленькие домики
По улицам бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автобус)
Слайд № 4Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
Слайд № 5 В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)
Слайд № 6Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Слайд № 7 Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки.)
Слайд № 8 Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь).
Вот мы с вами с стране Речь. Но смотрите, вот мост, чтобы попасть в это государство. Нужно отгадать загадку слайд №9
Давно живу я в мире этом,
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Всегда отвечает.
(имя существительное) Слайд № 10
IV Повторение изученного материала
- Повторение признаков имени существительного.
-Что такое имя существительное? Приведите примеры.
-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что?
-Каким членом предложения может быть существительное?
-Что мы узнали о существительном на прошлом уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)
- Повторение и закрепление знаний об именах одушевлённых и неодушевлённы
Река Волга, город Новоалександровск, озеро Байкал, царь Петр Первый, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское.
Слайд № 11 Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные). На следующей строчке выпишите одушевлённые предметы Слайд № 12 Выполняйте самостоятельно, затем проверим.
- Закрепление написание собственных и нарицательных имён существительных. Слайд 13. А на какие ещё две группы можно разделить слова? Назовите. Очень хорошо. (нарицательные и собственные) Выполняем самостоятельно, а потом проверим. Назовите из этого упражнения нарицательные имена существительные, собственные. Слайд 13 . (река город, озеро, царь, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? Молодцы.
V.Сообщение темы урока
В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
(Ответы детей).
- VI. Изучение нового материала
- Новая тема. А чтобы ответить на этот вопрос, разделите эти же слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор) Слайд 14.
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (царь, писатель ) Это существительные мужского рода. К каким – слова она, моя? (улица, река) Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (озеро, село) Это существительные среднего рода.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.
-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных). Какой вывод мы можем сделать? Слайд № 15
- Сказка Как род появился у имени существительных
В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода.
Правило определения рода имени существительного Слайд № 16
- Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
- Определяем род имени существительного.
- Если сложно, обращаемся к словарю.
- Правило определения рода имени существительного
Прочитайте правило на стр.95 в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. ( ответы детей) Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных. Слайд № 17-18
— Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Слайд №19
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
Запомни Слайд № 20
- Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.
- Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Слайд № 21 Как называют таких людей? (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа) Какого они рода? (ответы детей). Откуда можно понять, какого они рода? (только из предложения) Это существительные общего рода. Могли бы вы сами назвать такие существительные? (молодец, соня и др.)
- Первичное закрепление изученного материала.
Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Работа у доски. Слайд № 21
Завтрак лагерь облако земляника деревня кровать лестница яблоко трамвай метро
У. 6. Физминутка. Слайд №22
— Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то прыгают и хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.
Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.
- Работа по теме урока.
Работа по группам Слайд № 23
Прочитайте стихотворение
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона.
Старенькие ели
Вдруг позеленели
В лужицах- оконцах
Заиграло солнце.
Выпишите существительные, поставленные в начальную форму
1 ряд мужского рода
2 ряд – женского рода
3 ряд – среднего рода
Слайд № 24 М. р. – гром, раскат, звон, дождь, разгон
Ж.р.- хата, ель, лужица,
С.р.- стекло, оконце, солнце.
Работа с учебником.
Стр.94 упр.217
Стр 95 упр. 220
Работа по карточкам.
«Подбери пару».
отец –
дедушка –
дядя –
бык –
брат –
мальчик –
Что общего в этих словах?
VII. Итог урока.
Игра «Верю — не верю» Слайд № 25
Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:
- имена существительные изменяются по числам (да);
- имена существительные изменяются по родам (нет);
- имена существительные имеют род (да);
- на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
- новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)
VIII. Домашнее задание. Слайд № 26
-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего и женского рода
- IX. Рефлексия.
Учитель:
-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).