Северо-Казахстанская область Акжарский район
КГУ «Ащигольская средняя школа»
Учитель: Боранбаева С.А.
Тема: Белая планария, как представитель свободноживущих плоских червей.
Цель обучения: Ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности белой планарии.
Критерии успешности:
1. Знают особенности строения плоских червей и черты их приспособления к жизни в водоемах на примере белой планарии.
2. Умеют выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных.
- Понимают биологическое значение плоских червей в жизничеловека, а также о роли плоских червей среди беспозвоночных животных.
Ожидаемый результат:
- определят тему и цель урока;
- работают в коллаборативной среде;
- используют полученные знания при выполнении заданий;
- отличают какие системы органов имеет белая планария.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальная работа, выполнение теста. (в тетради)
Тест «Пятерка»
- Тело кишечнополостных состоит из:
А) двух слоев клеток; Б) трех слоев клеток и полости с одним отверстием.
- Кишечнополостные дышат:
А) легкими; Б) всей поверхностью тела;
- Пищеварение у кишечнополостных происходит:
А) только в кишечной полости; Б) в кишечной полости и в пищеварительно-мускульных клетках.
- По способу питания кишечнополостные являются:
А) растительноядными; Б) хищниками.
- По строению половой системы медузы являются:
А) раздельнополыми животными; Б) гермафродитными животными.
2) Работа в парах:
— Устный терминологический опрос.
Кишечнополостные, кишечная полость, полип, лучевая (радиальная) симметрия, подошва, эктодерма, энтодерма, рефлекс, планула, регенерация, почкование.
— Установи соответствие.
Классы | Представители |
А) Гидроидные
|
1. Актиния.
2. Пресноводная гидра 3. Красный коралл 4. Ушастая медуза 5. Аурелия 6. Корнерот 7. Португальский кораблик 8. Цианея |
Б) Сцифоидные медузы.
|
|
В) Колониальные полипы |
Ответ: А – 1, 2 Б – 4, 5, 6, 7, 9 В – 3.
После того как выполнят домашнее задание обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
- Стадия вызова. Смотрят демонстрационный видеоролик про червячка, высказывают свое мнение, формируют совместно тему и цель урока.
- Изучение нового материала. Учитель организовывает парную работу при помощи задания: прочесть текст, заполнить таблицу по тексту. Учащиеся с высокой мотивацией распределяют задания, контролируют работу в паре
Текст «Тип плоские черви»
Это бесполостные черви, имеющие длинное, вытянутое тело, сплющенное сверху вниз (отсюда название типа).
Белая планария
Среда обитания. В пресных водоемах можно найти спрятавшихся под корягами, камнями и листьями небольших, длиной 1-2 см. Двусторонняя симметрия. Тело планарии вытянуто и сплющено сверху вниз. Задний конец тела заострен, а передний расширен, и от него в обе стороны отходит по короткому выступу — это органы осязания, щупальца. Здесь же помещаются два черных глаза. Если присмотреться, то можно заметить, что правая половина планарии выглядит как зеркальное отражение левой. Такую симметрию, в отличие от лучевой симметрии кишечнополостных, называют двусторонней. Она характерна для большинства многоклеточных животных и возникла в связи с развитием активного передвижения.
Кожно-мускульный мешок. Покровы тела планарии покрыты ресничками, благодаря которым планария может плавно передвигаться. Под кожными покровами располагается несколько слоев мышц . Они не лежат в виде отдельных пучков, а плотно срастаются с кожей, образуя кожно-мускульный мешок. При помощи мышц планария может менять форму тела и передвигаться. Под кожно-мускульным мешком нет полости, и все пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью. Ткань — это объединение однородных клеток, выполняющих определенную функцию. Так, мышечные клетки планарии, сходные по строению и функциям, составляют мышечную ткань, выполняющую функцию движения, Ткань, покрывающую тело животного, называют покровной. Нервные клетки объединяются в нервную ткань. Таким образом, планарии имеют 4 разновидности тканей: покровную, соединительную, мышечную и нервную. Эти ткани имеются у всех многоклеточных животных, более развитых, чем плоские черви.
Органы пищеварения. Рот у планарии находится посередине тела, на брюшной стороне. Он ведет в глотку. Это ловчий аппарат: через рот глотка может высовываться наружу, проникать внутрь добычи, высасывать ее содержимое. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. У планарии имеются органы. Орган — это определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию. Так, глотка у планарии — орган для захвата пищи и проведения ее в кишечник, а кишечник — орган, в котором переваривается пища. Органы, участвующие в захвате пищи, в ее передвижении и переваривании (у планарии рот, глотка, кишечник), составляют систему органов, называемую пищеварительной.
У животных различают системы органов: пищеварительную, дыхательную, выделительную, нервную, кровеносную, половую.
Дыхание. Специальных органов дыхания у планарии нет, и растворенный в воде кислород проникает в ее организм через всю поверхность тела. Образовавшийся углекислый газ удаляется наружу также через всю поверхность тела.
Выделение. Все тело планарии пронизано многочисленными тонкими разветвленными канальцами.
Нервная система. У планарии нервные клетки не разбросаны по всему телу, как у гидры, а собраны в два нервных ствола. В передней части они объединены в утолщение — нервный узел.
Органы размножения. В передней части тела планарии расположены два овальных тельца — яичники, а по всему телу разбросаны многочисленные пузырьки — семенники. В яичниках развиваются яйца, а в семенниках — сперматозоиды. Следовательно, у одной и той же планарии образуются как женские, так и мужские половые клетки. Таких животных, в организме которых имеются одновременно и женские, и мужские органы размножения, называют двуполыми или гермафродитами.
Планария откладывает группы яиц, окруженных плотной оболочкой. Развившиеся в яйцах маленькие планарии разрывают оболочку кокона и выходят наружу. Свободноживущие плоские черви. Плоских червей, обладающих, как планарии, ресничками, более 3000 видов. Это свободно- живущие, обычно морские, реже пресноводные плоские черви. Они — хищники, питающиеся мелкими водными животными.
Заполните таблицу работая по тексту (в паре)
№ | Название системы органов планарии | Органы, образующие систему | Выполняемые функции системы органов |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
№ | Название системы органов планарии | Органы, образующие систему | Выполняемые функции системы органов |
1 | Пищеварительная | Рот, глотка, кишечник | Захват и переваривание пищи |
2 | Дыхание | Кожное | Поглощает О2, растворенный в воде. |
3 | Выделительная | Выделительные канальцы, каналы и поры. Органы выделения плоских червей – протонефридии | Выведение жидких продуктов обмена веществ
|
4 | Половая система | Гермафродит.
Семенники (200- 300) — трубчатые семяпроводы. Парные яичники-яйцеводы
|
Оплодотворение внутреннее, перекрестное.
Размножение, увеличение численности
|
5 | Нервная система | Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками | Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.
Ответная реакция организма на раздражение |
- Закрепление. Письменно отвечают на приведенные вопросы на экране. По окончании работы меняются тетрадями и проверяют их.
Вопросы по тексту «Тип плоские черви»
- Длина тела белой планарии.
- Какие органы чувств имеют планарии?
- Какую симметрию имеет тело планарии?
- Чем покрыто тело белой планарии?
- Какие разновидности ткани имеют планарии?
- Перечислите органы пищеварения у белой планарии.
- Перечислите системы органов планарии.
- Как осуществляется дыхание в организме планарии?
- Что развиваются в яичниках и семенниках?
- Являются ли планарии гермафродитами?
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия. Выберите картинку в зависимости от вашего настроения:
- [bws_related_posts]