Западно-Казахстанская область
Город Уральск
СОШ №19 Учитель русского языка и литературы
Наукеева Алия Дисенбаевна
Лексическая тема: Наш дом.
Грамматическая тема: Какой? Какая?
Цели:
Образовательная: научить составлять детей связный текст на тему «Наш дом» по картине, развивать технику чтения, ввести в активный словарь учащихся слова дом, крыша, труба, окно, скамейка, дедушка. Повторить правописание гласных букв И, У, А после шипящих. Отрабатывать навыки согласовывать прилаг. с сущ.
Развивающая: развивать слух, память, наблюдательность, творческую фантазию детей, умение сравнивать, оценивать.
Воспитательная: воспитывать чувства коллективизма, дружелюбия, любовь к родному очагу.
Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся через развитие функциональной грамотности чтения.
Материальное обеспечение урока: иллюстрация в учебнике, презентация, загадки.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: Класс разделен на группы. В каждой группе по 4 ученика.
Методы: словесные, эвристические, наглядные, творческие, игра, элементы технологии критического мышления, практические.
Виды работы: групповая, индивидуальная, парная.
Учебник: Бадамбаева Г.А., Тюлебаева М.А. Русский язык: Учебник для 3кл. общеобразоват. шк. с казахским языкомобучения. 2-е изд., дораб. — Алматы: Атамұра, 2014. — 240с.
Образец «прозрачного журнала»:
Ф.И. ученика | Проговаривание скороговорки
1 балл |
Блиц-турнир
1 балл |
Тест1 балл |
Диктант 1 балл | Ответы на вопросы
1 балл |
Защита мини-проекта
1 балл |
Итого |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. |
Ход урока
- Организационный момент.
А) Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке работать в группе. Распределите роли: капитан, хранитель времени (следит за временем выполнения задания), секретарь (ведет учет оценок в «прозрачном журнале»), художник-оформитель. Ребята каждой группы возьмитесь за руки, настроимся на дружную работу.
Б) Круг радости. (Ученики встают в круг, берутся за руки и, поворачиваясь лицом друг к другу, проговаривают.)
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе мы друзья.
То, что не смогу один.
Сможем ты и я.
— Садимся. Проверим готовность к уроку! Работаем четко, аккуратно. Следим за посадкой, положением тетради.
В) Инструктаж. Целеполагание.
— Ребята, у каждого из нас есть семья, дом, где мы живем. Тема нашего занятия «Наш дом. Какой? какая?».
— Мы, работая в группах, составим рассказы о доме, о своей квартире, используя слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?, повторим правило о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу.
— За каждое правильно выполненное задание начисляете себе 1 балл. В итоге побеждает команда, набравшая большее количество баллов. (Ученики ведут «прозрачный журнал», в котором сами ставят баллы, суммируют их.)
Г) Орфоэпическая минутка.
— Задание 1-ое. Мы будем учиться ясно, четко говорить. Прочитаем фразеологизм. Участник какой группы быстро, четко, правильно прочитает скороговорку.
Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
(Каждый ученик читает скороговорку.)
— За каждый правильный ответ ставьте себе балл в лист оценки.
- Опрос домашнего задания.
А) Фронтальный опрос.
— Задание 2-ое. Проверим домашнее задание. Сыграем в игру «Блиц-турнир». Отвечаем на вопросы быстро, четко. Даем полные ответы. (Добиваться полных ответов от учеников.)
— Как пишутся сочетания жи-ши?
— Как пишутся сочетания ча-ща?
— Как пишутся сочетания чу-щу?
— Вспомним из прошлых уроков, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.
— Какой вопрос у прилагательных мужского рода? (У прилагательных мужского рода вопрос «какой?».)
— На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? (Прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какая?».)
— Какие прилагательные отвечают на вопрос «какое?»? (На вопрос «какое?» отвечают прилагательные среднего рода)
— За каждый правильный ответ ставьте себе балл в «прозрачный журнал».
Б) Тест «Назови правильную букву».
— Задание 3-е. Называется «Назови правильную букву». Мы будем учиться применять правило. Подумайте, какую букву надо вставить. Объясните правописание вставленной буквы.
№ | и / ы | а / я | у / ю |
1 | лыж_ | ч_сы | я молч_ |
2 | ж_знь | туч_ | ч_жой |
3 | ш_шки | ч_й | щ_ка |
4 | тиш_на | площ_дка | ч_до |
Ответы. Лыжи, жизнь, шишки, тишина, часы, туча, чай, площадка, я молчу, чужой, щука, чудо.
— За каждый правильный ответ ставьте себе балл в «прозрачный журнал».
В) Зрительный диктант.
— Запишите в тетрадях число, классная работа. Выполним письменно задание 4-ое. Откройте учебники, внимательно про себя прочитайте слова на стр. 85. А теперь закройте учебники, запишите под диктовку.
Дом, домик, домой, крыша, окно.
Г) Взаимооценивание. (После того, как запишут диктант, ученики обмениваются тетрадями и проверяют записи друг друга по учебнику.)
— Обменяйтесь тетрадями. Возьмите цветные ручки или простые карандаши. Проверьте по учебнику ваши записи. Мы будем учиться оценивать по критериям.
Критерии
Подсчитайте свои ошибки:
Поставьте себе баллы: |
0
10 |
1
9 |
2
8 |
3
7 |
4
6 |
5
5 |
6
4 |
7
3 |
8
2 |
9
1 |
10
0 |
— Свои набранные баллы в тетради перенесите в «прозрачный журнал».
- Работа над новой темой.
А) Словарная работа. Цель: повторить однокоренные слова, учиться выделять в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы.
— Что объединяет слова дом, домик, домой? (корень)
— Что меньше дом или домик? (домик)
— Как это слово образовалось? От какого слова? Что к нему добавили? (суффикс -ик)
— Что объединяет слова дом, крыша, окно? (Эти слова относятся к теме «Дом, здание»)
— За каждый правильный ответ ставьте себе балл в «прозрачный журнал».
Б) Работа по учебнику. Упр. 3, с. 85. Цель: развивать умения определять род существительных, учиться работать в группе, учиться составлять предложения.
— Задание 5-ое. В начале урока мы вспомнили род прилагательных. А теперь вспомним род существительных.
— Подумайте и скажите, какого рода слово дом?
— Какие вы знаете слова мужского рода? Приведите примеры.
— Какого рода слово крыша?
— Какие вы знаете слова женского рода? Приведите примеры.
— Какие вы знаете слова среднего рода? Приведите примеры.
— Теперь мы будем учиться согласовывать имена прилагательные с существительными. Выполним упр. 3, с. 85. Составьте предложения по модели прил. + сущ. Каждая группа составляет одно предложение. Затем один участник группы записывает на доске составленное предложение.
В) Тест. (Индивидуальная работа.)
— Выполним тест. Закрепим наши умения согласовывать прилаг. с сущ.
№ | Дом | Крыша | Окно |
1 | каменн… | тёмн… | чист… |
2 | тёпл… | железн… | узк…. |
3 | уютн… | нов… | высок… |
4 | чист… | шиферн… | широк… |
Ответы: Дом каменный, теплый, уютный, чистый. Крыша темная, железная, новая, шиферная. Окно чистое, узкое, высокое, широкое.
— За каждый правильный ответ ставьте себе балл в «прозрачный журнал».
Физминутка.
— А теперь сделаем паузу в нашей работе, выполним физминутку. Повторяем слова и движения.
Встали детки, потянулись,
Покружились, улыбнулись,
Глазки вправо, глазки влево,
Все шагаем дружно, смело.
- Работа над связным текстом.
А) Чтение текста учителем.
— А теперь мы будем работать с текстом «Наш дом». Узнаем новые слова по теме «Наш дом». Будем учиться их правильно произносить. Упр. 2 стр. 84.
— Слушайте, следите, запоминайте, я прочитаю его.
Б) Фонетическое упражнение. Цель: учить правильно произносить и читать слова с предлогами, отрабатывать произношение многосложных слов.
Слова с предлогами. Дом, у дома, в доме, домой, дома́, до́ма; труба, крыша, окно, окна.
Многосложные слова. Кондиционер, телевизор, компьютер, электричество.
В) Беседа по вопросам.
— Сейчас будем учиться составлять предложения со словами в данными в словарике на стр. 85.
— Текст понятный? Тогда проверим, как вы его поняли, ответим на вопросы тексту. На стр. 85. Каждой команде по 2 вопросы. Выбирайте, читайте и ответьте.
Г) Составление связного текста о доме. Цель: учиться составлять текст, отрабатывать навыки работы в группе.
— Сейчас мы будем учиться составлять рассказ о своем доме, о своей квартире, поможет вам на рисунок в упр. 1 на стр. 84. Составьте текст из 3-4 предложений, напишите их на листах. Затем мы будем представлять свою работу. Назначьте хранителя времени. Составляем текст на время. Вам дается 6 мин.
Д) Защита минипроекта. Каждая команда представляет свою работу на доске. Читает. Объясняет. Слушающие оценивают.
- Этап информации о домашнем задании.
— А сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание. Упр. 6, стр. 85. Выучить наизусть, подготовиться к письму по памяти.
- Выводы. Оценивание. Выставление оценок, комментирование.
— Что я узнал на этом уроке?
— Подсчитайте свои баллы.
— Оценки за урок такие …
- Рефлексия.
— Когда было особенно интересно?
— Когда было трудно?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Ученики ставят «лайк»)
- Дополнительное задание. Загадки.
- Вот так дом – одно окно, каждый день в окне кино. (Телевизор)
- Одной ручкой – всех встречает, другой ручкой – всех провожает. (Дверь)
- Под окошком гармонь горяча, как огонь. (Батарея)
Презентация урока (СКАЧАТЬ)
[bws_related_posts]