Ниязова Маржан Мукыровна,
учитель русского языка и литературы,
КГУ «Областная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями», Мангистауской области
Тема урока: 1. Однородные члены предложения (6 класс)
- Главные члены предлодения (5 класс)
Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с опознавательными признаками главных членов предложения и однородных членов предложения; познакомить с новыми словами.
- Развивающие: сформировать умение читать предложения однородными членами, соблюдая нужную интонацию; продолжать работу над формированием умений сравнивать, обобщать, делать выводы; продолжать развивать логическое и творческое мышление; вести работу над развитием речи, развивать языковое чутье.
- Воспитательные: формировать интерес к изучению русского языка; воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком. развивать фонематический слух учащихся.
- Коррекционные: развивать фонематический слух учащихся; продолжить работу по развитию внятной речи учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, раздаточно-дидактический материал, таблицы, схемы, картины.
Ход урока.
- I. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь.
Кто дежурный?
Какое сегодня число?
Какой день недели?
- II. Проверка домашнего задания.
- Задания для 5 класса.
Ученики 5 класса работают у доски (карточки).
Составьте предложения из данных слов. Переведите на казахский язык.
- обед, готовит, мама.
- ходили, на, мы, концерт.
- сажают, ребята, цветы.
- Задания для 6 класса:
Ученики 6 класса работают у доски (интерактивная доска).
Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
На доске написано:
Наступила весна. Ярко светит солнце. Весной люди сажают деревья, цветы.
III. Объяснение новой темы (6 класс).
Учитель: Запишите дату и тему урока.
Тема нашего урока: Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относится к одному и тому же члену предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. В устной речи после однородного члена делается пауза (тоқтату). На письме однородные члены предложения отделяются запятой.
Обратите внимание на доску.
Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день.
А теперь из трех предложений построим одно предложение, не повторяя слово сегодня.
Сегодня теплый, солнечный, весенний день. (определение)
Старшеклассники бережно охраняют природу. Малыши бережно охраняют природу.
Старшеклассники и малыши бережно охраняют природу. (подлежащее)
- IV. Работа по учебнику (6 класс).
Задание 3 (страница 207).
Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Переведите на казахский язык.
Г…ра, стр…на, бер…г, д…лекий, уд…вительный, р…ка, пров…да, г…родской.
Объяснение новой темы (5 класс).
Составьте предложение. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Работа по учебнику (5 класс)
Упражнение 423.
Прочитайте и спишите, вставляя подходящее по смыслу глаголы. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Звуки весны.
Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько … мышь. …, стукнулся о березу и грузно упал жук. На макушке березы громко … кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб, … дикий голубь. На закате солнца страшно … в лесу филин.
Слова для справок: прогудел, воркует, пискнула, ухает, кукует.
- V. Физминутка (5, 6 класс).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- VI. Работа по тексту (5, 6 класс).
- Словарная работа
ярко светит – жарқырайды
сверкает молния – найзағай жарқылдайды
вьют гнезда – ұя салады
- Прочитайте текст.
(5 класс) Найдите главные члены предложения.
(6 класс) Найдите однородные члены предложения.
Весна
Наступила весна. Ярко светит солнце. Но иногда бывает туман. На небе появляются тучи, гремит гром и сверкает молния. Весной на деревьях появляются первые листочки. Зеленеет трава, расцветают весенние цветы: подснежники, тюльпаны, маки, одуванчики.
Птицы на деревьях вьют гнезда, выводят птенцов. Просыпаются насекомы: жуки, стрекозы, бабочки.
Весной люди сажают деревья, цветы, работают в саду и в огороде.
Как хорошо весной!
VII. Закрепление изученного материала
- 5 класс
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Мальчик (кто?) читает (что делает?).
Мальчик читает книгу.
Дети (кто?) играют (что делают?).
Дети играют в футбол.
Собака (кто?) лает (что делает?).
Собака лает громко.
- 6 класс
VIII. Комментирование оценок.
- IX. Домашнее задание.
5 класс
- Выучить правило.
- Выполнить упражнение 430.
6 класс
- Выучить правило.
- Упражнение 420
Указать, какими членами предложения являются однородные члены и какими грамматическими формами они выражены.