Разработка урока по русскому языку в 10 классе казахской школы. Бисен Баян Абайкызы. Казахская школа № 197 г. Кызылорда
Тема: Фразеологизмы»
Цель:
Образовательная: обобготить память и речь учащихся.
Воспитательная: средствами русского языка привить у учащихся любовь к родине, к уважению старших.
Развивающая: развить у детей устную и письменную речь.
Наглядности: таблица, плакат, карточки, интерактивная доска.
Методы: игра, беседа, работа с книгой.
Тип урока: Объяснение новой темы.
П л а н
- Орг . момент.
- Объяснение новой темы.
- Закрепление.
- Словарный диктант.
- Задание на дом.
- Комментирование оценок.
Объяснение новой темы:
Конец отдельных слов в русском языке в качестве особых языковых
единиц употребляются и более сложные образования, которые называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами.
Посмотрите на доску. Например:
«Не по дням, а по часам», «след простыл», «взять свои слова обратно» и др.
А теперь сделаем сравнение с казахским языком: «күн демей түн демей, қол жан-занды, сыйға сый, сыраға бал».
Ребята, а какие вы знаете фразеологизмы на тему «Семья».
Выдержка ответов учащихся: /тату болу/ — быть в дружеских отношениях, /көзіне шөп салу/ — изменять.
Молодцы. А как вы понимаете эти фразеологизмы? Что значит жить в дружеских отношениях?
Ответы учащихся: это значит, муж и жена должны уважать друг друга, только тогда будет семья крепкой. А семья, где обоюдные отношения, и дети бывают воспитанными, потому что они берут пример с родителей.
В семье не должно быть ссор, а особенно драк. Это очень сильно влияет на психику детей, и они растут ожесточенными, поэтому в семье должен быть мир и согласие.
Да, ребята, и вы должны дружить между собой, потому что вы тоже одна семья.
А как вы понимаете фразеологизмы «көзіне шөп салу, то есть на русском языке «изменять»?
Ответы учащихся: «изменять – это значит жить второй жизнью, вне семьи. Изменяют те, кому в семье плохо, где нет согласия, и они страшно мучаясь, стараются пойти куда-нибудь, лишь бы быть реже дома. Но изменять – это не значит, что кто изменяет, тот не любит свою семью. Это зависит и от человека, если он с детства привык менять подружек или друзей, то в зрелый возраст это будет сказываться. Конечно, плохо, когда мама или папа изменяют друг другу. Это также действует на психику детей. И в конце концов, многие семьи распадаются.
Да, ребята, это плохо, когда в семье кто-то мешает жить в согласии.
А что вы скажите про девушек в казахских семьях, есть ли фразеологизмы о семье, об отношениях в семье?
Ответы учащихся: «қызым сен тында, келінім саған айтамын», қызға қырық үйден сын».
Молодцы, ребята, а вы оказывается хорошо знаете казахские фразеологизмы.
А скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти фразеологизмы?
Ответы учащихся: даже если сорок раз сделают замечание, то это будет не во вред. Что девушка должна знать все правила этикета и т.д.
А фразеологизм: «қызым сен тыңда, келінім саған айтамын» означает, что мать в казахских семьях в открытую ен говорит дочке о семейной жизни. Она сначала говорит своей « кели», а «келин» говорит дочке.
В казахских семьях за воспитание девушек отвечает сноха.
Молодцы, ребята, вы оказывется, хорошо знаете обычаи и традиции своего народа.
А сейчас выполним упражение 43. Составьте фразеологизм о семейном воспитании: /все выполняют упражнение в тетрадях./
Марат, прочитай, пожалуйста, свои фразеологизмы: «Их водой не разлить», «совать нос- вмешиваться в семейные дела». Спасибо. Садитесь.
Нужно знать фразеологизмы и на казахском языке, и на русском языке, а также нельзя забывать народные традиции, народные памятники. Язык, на котором говорили наши деды.
Словарная диктант:
Ребята открыли словарь. Запишите все фразеологизмы, о которых мы говорили на занятиях, на двух языках.
Задание на дом: выполнить упражнение 45. Написать значение фразеологизмов.
Отличный урок!Спасибо, Баян!