Басы » Баяндамалар » Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики.

матемЖанибекова Г.С.

Средняя общеобразовательная школа №62

Учитель математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. В таких учебных предметах, как математика, физика и др. помимо необходимости  усвоить большой объем теоретической информации учащихся необходимо также приобрести навыки практического применения знаний.  Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности школьника. Исходя из этого, я взяла тему «Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики».

Что же такое познавательная активность?

Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источником. В толковом словаре, активный — энергичный, деятельный; противоположное — пассивный.

В понятии «познавательной активности» можно выделить несколько направлений.

Педагоги К.Д.Ушинский, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. А некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно — познавательной работе.

Познавательная активность не является врождённой. Они формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда — условия от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально — психологическим особенностями и условиями воспитания.

Познавательная активность — это один  из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильна. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Классическая педагогика прошлого утверждала — «Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из — под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного активности не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой — путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего — то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательной активности — сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее ученик должен находить привлекательные стороны, чтобы  сам процесс  учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему прежде всего лежит через самостоятельную работу, опорные схемы, проблемное обучение, занимательный материал, использование геометрического материала, задания направленные на логическое мышление, задания направленные на развитие памяти.

Самостоятельное выполнение задания — самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. В самостоятельных заданиях необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Ещё один путь это постановочные уроки. Постановочные уроки можно организовать с использованием «проблемных ситуаций». Например, при изучении темы 5 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями включаем задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать, анализировать. Итог: верное решение и понимание — что делаем? Как делаем? Зачем?

Иногда выступает еще один, не менее важный источник познавательной активности  это занимательные материалы. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебном процессе. Игровой момент помогает снять усталость и напряжение на уроке. На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Поле чудес», «Угадай слово», « Корусель » и т.п.

Например, на уроках 5 класса игра «Лесенка» — найти путь к дому.

2.Найдите значение выражения (выполнив это  задание, мы узнаем, как называется самый высокий водопад в мире):

Анхель     Виктория      Ниагарский водопад

3. Аттракцион «Весы». Нужно вставить пропущенные числа так, чтобы весы были в равновесии.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, способствует развитию самостоятельности. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд — шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • Успех в работе развития познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

  • Работая над развитием познавательной активности учащихся учителю следует много внимание удалять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся  лично значимым и устойчивым.

Литература.

1.  Проект на тему «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики». Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении.  Из опыта: Опубликовано 27.12.2011 — 20:24 — Елкина Елена Владимировна

2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7 1991-7

3.Педагогика под ред. ЩукинойМ 1966

 

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *