Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение

Мира Джаппасбаева
Грамматическая тема: Сложноподчинённое предложение.
Лексическая тема: А.С.Пушкин «…это любимое  моё время»
Цели урока:
Ознакомить с теоретическим материалом о СПП, научить распознавать СПП в устной и письменной речи, отработка навыков постановки знаков препинания в СПП.
Развитие творческих способностей, речевой деятельности, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, быстроты логического мышления.
Воспитать чувство солидарности при работе в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск, слайды, компьютер,
плакаты, раздаточный дидактический материал, слова для  словарной работы, «Волшебный сундучок» с вопросами, рабочие карты для групп, магнитная доска.
Программное обеспечение: Word, Power Point.
Методы и приёмы: коммуникативный, частично-поисковый, групповая
работа.
Ход урока
I.Орг. момент.
А) Психологический настрой учащихся.
Б) Постановка целей и задач урока
II. Презентация новой темы.
Визитная карточка урока (слайды 1, 2).
Ознакомление с грамматической и лексической темой урока (запись в тетрадях: число, грамматическая и лексическая темы).
1.Раскрытие лексической темы «…моё любимое время».
А) Слово учителя.
Б) Сообщения ученика об А.С.Пушкине
В) Видеоролик с музыкальным сопровождением («Времена года»
Вивальди)
Д)  Эссе
2.Переход к грамматической теме.
А) Нахождение в эссе сложных предложений.
Б) Выписать сложное предложение, части которого неравноправны.
III. Сообщение грамматического материала.
А) Теоретический материал о СПП (на слайдах).
Б) Формулировка выводов учащимися на примерах предложений и по   опорным схемам.
V. Закрепление материала.
1.Работа по раздаточным текстам (общий текст для трёх групп)
А) Задание №1 (индивидуальное для каждой группы)
№ 1
Осенний день в лесу.
Прочитайте предложения. Найдите СПП. Определите главное и придаточное предложение в составе СПП. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
Я отправился в лес. День выдался чудесный. Стояла благодатная тишь. Можно было за сто шагов слышать, как белка перепрыгивала по сухой листве.
Воздух, который был свежий и прохладный, чуть-чуть приятно щипал щётки.
Лес стал очень красив, когда все листья раскрасились в яркие цвета. Но подули сердитые ветры, и жёлтые, красные, бурые листья были содраны с веток. Скоро лес поредел. Земля покрылась разноцветными листьями. Каждый день прилетали птицы из северных лесов, где уже начиналась зима.
№ 2
Осенний день в лесу.
Прочитайте предложения .Найдите СПП. Расставьте знаки препинания в СПП. Найдите подчинительные союзы и союзные слова, при помощи которых связаны части СПП.
Я отправился в лес. День выдался чудесный. Стояла благодатная тишь. Можно было за сто шагов слышать как белка перепрыгивала по сухой листве.Воздух который был свежий и прохладный чуть-чуть приятно щипал щётки.
Лес стал очень красив когда все листья раскрасились в яркие цвета.  Но подули сердитые ветры, и жёлтые, красные, бурые листья были содраны с веток. Скоро лес поредел. Земля покрылась разноцветными листьями. Каждый день прилетали птицы из северных лесов где уже начиналась зима.
№3
Осенний день в лесу.
Прочитайте предложения .Найдите СПП. Определите позицию придаточного предложения по отношению к главному (перед главным после него, внутри него). Постройте графическую схему сложноподчинённых предложений.
Я отправился в лес. День выдался чудесный. Стояла благодатная тишь. Можно было за сто шагов слышать, как белка перепрыгивала по сухой листве.Воздух, который был свежий и прохладный, чуть-чуть приятно щипал щётки.
Лес стал очень  красив, когда все листья раскрасились в яркие цвета. Но подули сердитые ветры, и жёлтые, красные, бурые листья были содраны с веток. Скоро лес поредел. Земля покрылась разноцветными листьями. Каждый день прилетали птицы из северных лесов, где уже начиналась зима.
Б) Задание №2 (общее для всех групп) Пересказ по кругу. 
Внимательно и быстро прочитать текст, стараясь запомнить детали его содержания.Потом каждая группа пересказывает текст по кругу.Пересказ начинает сам лидер или он указывает на того, кто начнёт первый. За каждый правильный ответ ученики получают жетон. По количеству набранных жетонов определяется группа, которая быстрее , лучше  и подробнее пересказала текст.
2.Работа с учебником..Упражнение 79.(с 55)
Распределить предложения по группам СПП  по значению придаточных.(работа в группах)
1-гр. Выписывает СПП с придат.определительными
2-гр. Выписывает СПП с придат.изъяснительными
3-гр. Выписывает СПП с придат.обстоятельственными
Затем группы читают выписанные ими предложения
      3. «Синтаксическая пятиминутка».(работа у доски)
           Б) Сделать синтаксический разбор предложений (из упр. 79),
                нарисовать схемы СПП.
4.Игра «Волшебный сундучок».
5.Тестовые работы  на компьютере(на время).
V. Дача домашнего задания
      1.Повторить теоретич.сведения о СПП по учебнику (§ 9)
2.Упр. №76 (с 52) Прочитать отрывок из повести К.Паустовского « Михайловские рощи».Списать его,вставить по смыслу союзы, союзные слова.В СПП расставить знаки препинания.Выделить в них главные и придаточные предложения.
3. Индивидуальное задание для каждой группы
1-гр.Составление пятистишья со словом  лапти
    2-гр.Составление пятистишья со словом погост
    3-гр.Подбор антонимов и синонимов к слову ветхий
VI.Словарная работа.
     Для выполнения домаш.задания вам нужно знать значения следующих слов:
лапти – сплетённая из коры крестьянская обувь –шәрке
погост – сельское кладбище –бейіт, зират;
здесь: место, где находится село
    ветхий –көне,ескі
VI. Обобщение и повторение по новой теме.
1. Диктант-кроссворд.
2. Возвращение к задачам и к целям урока.
VII.Комментирование оценок. Подведение итогов.
Лидеры групп комментируют оценку членов своей, выводят общее количество баллов, набранных группой. (подсчитывают количество жетонов)
Слово учителя.
А) Объявление лучшего результата среди групп. Комментирование деятельности групп («Молодцы1», «Хорошо», «Всё ещё впереди») и отдельных учеников, отличившихся знаниями, умениями и навыками.Выставление оценок.

 

[bws_related_posts]

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *