Шығыс Қазақстан облысы
Зайсан қаласы
М.В.Ломоносов орта мектебі
География және биология пәнінің мұғалімі
Абикешева Тамара Шалабаевна
Тема урока: Ледники и их значение.
Цель урока:
1.
2.Развивать умения и навыки работы с интерактивной доской, компьютером, картами атласа. Закрепить умения решать задачи по вычислению температур воздуха, нахождение координат точек.
3. Воспитывать интерес к изучению данной темы и предмета в целом. Прививать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: Интерактивная доска, электронное пособие, карты атласа.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания:
II.1.Опрос учащихся у интерактивной доски:
а) озвучьте немую схему
б)сгруппировать озера по происхождению котловин
в)обозначить данные озера на контурной карте.
II.2. Фронтальный опрос:
а) Какие воды мы называем подземными?
б) Какие породы относятся к водонепроницаемым?
в) Какой слой земной коры называется водопроницаемым?
г) Какие воды называют минеральными? Термальными
д) Чем отличаются грунтовые воды от межпластовых?
е)Почему нужно беречь и эффективно использовать подземные воды?
III. Изучение нового материала:
Видеоролик (демонстрация).
Объяснение учителя: В Арктике и Антарктике- полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыто льдом и снегом, здесь распространены ледники- многолетние скопления льда, обладающие собственным движением. Они занимают 16,2 млн. км.2 или почти 11% всей суши. Если всю массу современных ледников распределить по поверхности всего земного шара, то толщина ледяного панциря составит около 50 метров. Масса ледников примерно в 32 раза больше массы всех поверхностных вод суши. Ученые многих стран мира ведут наблюдение за ледниками в Арктике и Антарктике. На леднике Федченко работает самая высокогорная ( на высоте 4300м) гляциологическая станция в мире. (слайд1)
Итак, ледник — это скопление льда на суше (слайд 2). Лед в ледниках отличается ото льда рек и озер. Лед в ледниках образуется из снега. Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, то есть превращается в фирн, который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Фирн— это старый зернистый снег, из которого образуется лед в ледниках. Представим это в виде схемы снег→ фирн→лед (слайд 3). Обратите внимание на слайд. Это превращение снега в лед. Лед в ледниках особенный, его называют глетчерный (от немецкого слова» ледник»). (слайд4)
Выясним какие условия необходимы для образования ледника. Ведь снег выпадает и на нашей территории. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему же не образуются ледники?( подумайте и предложите версии ответа).
Ледники могут существовать только там, где устойчиво наблюдаются низкие температуры воздуха и выпадает достаточно много снега.(слайд 5)
А есть ли ледники вблизи экватора? (слайд6) Перед вами потухший вулкан Килиманджаро в Африке, найдите его на карте, определите его географические координаты(3 0ю.ш. и 380 в.д.). У подножия этого вулкана температура воздуха +25 0С. Почему же на вершине этой горы находится ледник? Что происходит с температурой воздуха при подъеме в горы? (на каждые 1000 м. температура понижается на 60 С). А теперь рассчитаем, какая температура будет на вершине вулкана.
1.определяем по карте его абсолютную высоту (5895м.).
2. на каждые 1000 м. температура понижается на 60 С, во сколько раз произойдет понижение температуры? (5895÷ 1000 = 5,9раз).
3. на сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?(60 * 5,9= 35,40С)
4. какой будет температура воздуха на вершине горы(+250 С- 35,40 С=- 10,40).
На определенной высоте там, где температура воздуха около 00С, возникает ледник. Для Килиманджаро это составляет примерно 4500м. Ниже этой линии температура положительная, поэтому выпавший снег тает, и ледник не образуется.
Снеговая линия — граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. Снеговая линия в Антарктиде, на о. Гренландия, арктических островах, местами лежит на уровне моря.
Теперь рассмотрим строение ледника.( слайд7).
Ледник состоит из двух частей: а) область питания, где снег накапливается:
б) область расхода, где происходит таяние снега( область расхода называют языком ледника).
Горные ледники разнообразны по форме и размеру, крупнейший из них- ледник Федченко на Памире. Крупнейший в Казахстане- ледник Корженевского в Зайлийском Алатау. Ледники обладают пластичностью и благодаря своей силетяжести могут течь. Их языки спускаются из области питания и иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенные ледником, которые называют мореной. Покровные ледники занимают 98% всей площади Земли, они имеют форму щитов и куполов. Толщина льда Антарктиды достигает 4км. Лед скапливается в средней части щита и медленно растет во все стороны. Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов.
Айсберг— плавучая ледяная гора, большая часть которой находится под водой(слайд 8).
Какое крупное судно потерпело крушение, натолкнувшись на айсберг в начале 20 века?
Какое значение имеют ледники?
Ледники дают начало и питание рекам. Ледники занимают особое место в круговороте воды. Айсберги могут служить источником питьевой воды, нехватка которой более ощутима с каждым годом.
IV. Закрепление:
1. Ответить на вопросы 1 уровня (оценка 3).
2.Решить кроссворд и ответить на вопросы (оценка 4).
3. Вопросы, кроссворд, тест (оценка 5).
V. Домашнее задание: Параграф 47, творческое задание (слайд 9).