Актюбинский областъ.
Байганинский район.
Село Кокбулак.
Кокбулакская средняя школа.
Муханбетказина Нургул.
Тема урока: Повторение Сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Цель урока: Дать общее понятие о сложных предложениях
Задачи:
*обучающая – закрепить, расширить, наполнить и систематизировать знания о сложных предложениях
*развивающая – способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умение анализировать
*воспитательная – воспитать любовь к природе, к окружающему миру.
Лексическая тема: Природа осени.
Методы: групповая деятельность, творческая работа учащихся.
Тип урока: урок-аукцион.
Наглядность: карточки обратной связи и психологического настроя, карточки для составления кластера, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный момент
Психологический настрой
Учитель: Ребята, прежде чем мы познакомимся с темой нашего урока, определим, с каким настроением вы пришли на урок.
«Физразминка ума перед стартом»
Перед вами рисунки, выражающие различное настроение человека: грусть, безразличие, иронию, веселье. Закрасьте рисунок с тем настроением, которое соответствует вашему
А, теперь посмотрим, кто с каким настроением пришел на урок.
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый урок на тему повторение ССП и СПП предложении. Сегодняшний наш урок будет проходит уроком банком /Народный банк Казахстана/ в котором президентом буду я /Муханбетказина Н. С./ а остальные банковские представители вам будут давать задания на которые вы должны ответить правильно в конце урока в виде оценок из банкомата будут выдаваться /копия денег/деньги.
3. Проверка знаний «Карточка обратной связи» кредиторы: Кредит – это верность доверие. Дать деньги клиенту в короткие и долгие сроки. Дается в кредит вопросы на которые вы должны дать правильные ответы.
1.Что такое грамматика?
2.Что такое морфология?
3. Что такое синтаксис?
4. Самостоятельные части речи, что к ним относятся?
5. Служебные части речи, что к ним относятся?
4. Менеджеры в переводе с английского означает управление. Менеджеры нам дают задание «Орфоэпический барьер». Команды получают карточки со словами, нужно проставить ударение. Для каждого участника по 3слова.
Слова: Аванс, автомобиль, агент, базар, блестеть, бирюзовый, заклеить, здание, затмение, землетрясение, каталог, кочерга, локомотив, мануфактура, наволочка, ненастье , обои, огнеопасный, товарищ, элеватор, эскадрилья, трансляция, тротуар, типография, спартакиада, счетчик.
5. Бухгалтеры в переводе с немецкого означает человек который держит книгу. Он в банке занимается отчетами. Работа с тестом
Выберите правильный ответ:
1.Сложное предложение состоит из:
А/ двух или нескольких однородных членов
В/ двух или нескольких простых предложений
С/ двух или нескольких причастных оборотов
Д/ двух или нескольких деепричастных оборотов
2. Сложносочиненным называется предложение, части которого соединены:
А/ при помощи союзных слов В/ сочинительными союзами
С/ только интонацией Д/ подчинительными союзами
3. Союзы А, НО, ЗАТО являются:
А/ соединительными В/ противительными С/ разделительными
4. Союзы ИЛИ, ЛИБО, ТО….ТО являются:
А/ соединительными В/ противительными С/ разделительными
5. Союзы И, Да, НИ…НИ являются:
А/ соединительными В/ противительными С/ разделительными
6. Главные специалисты: Найдите предложения с каким ССП.
ССП с соединительными союзами и, да, тоже, ни..ни обозначает явления, которые происходит одновременно или следует одно за другим.
Зима уходит и весело чирикает воробьи. Жизнь дается один раз и хочется прожить ее ее бодро, осмысленно, красиво. Сегодня хорошая погода и завтра тоже будет ясная погода.
ССП с противительными союзами: А,НО, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ одно явление противопоставляется другому.
День был холодный, но ясный. Лес молчит но это молчанье не прежнее, а живое, ждущее. Гром прошел по небу, а тучи неслись против ветра.
ССП с разделительными союзами ИЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО ….ТО, ЛИБО указывают на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывают на чередование явлений
Или вы ошиблись, или я вас неправильно понял. Они поглядывали то на нас то на дым очагов, подымавшийся к небу. В семье из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина либо женщина. То холодно, то очень жарко.
7. Юристы — дают юридические советы, рассказывают о правах клиента
8. Рекламные агенты- чтобы банк дальше развивался нужно хорошая реклама поэтому нужны эти агенты. В виде рекламы мы повторим свои знания о ССП и СПП предложениях. Итак, ССП – это такие предложения в которых простые предложения связана сочинительными союзами. А сочинительных союзов как мы уже знаем 3.
1.ССП с соединительными союзами и, да, тоже, ни..ни обозначает явления, которые происходит одновременно или следует одно за другим.
2. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО ….ТО, ЛИБО указывают на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывают на чередование явлений.
3. ССП с противительными союзами А,НО, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ одно явление противопоставляется другому.
А теперь ответьте на мои вопросы:
1.Что такое ССП?
2. Что такое ССП с разделительными союзами?
3. Что такое ССП с противительными союзами?
4. Что такое ССП с соединительными союзами?
5. Соединение простых предложений, одно из которых главное, а другое – придаточное – это ………. /СПП/
6. Как называется союзы в СПП? /Подчинительные/
7. Как отделяются части СПП друг от друга? /Запятой/
8. Что такое сложное предложение?
Составление кластера:
Сильный ветер, длинные ночи, приближение зимы, красивая, золотая, прохладная, сбор урожая, неясное солнце.
Рефлексия Синквейн
Составить пятистишие
Существительное — Осень
Прилагательные – Дождливая, холодная
Глагол – Стоит, наступает, приходит
Предложение – Мне нравится холодная осень
Синоним – предверие зимы — Предвестник
Составить кластер:
Творческая работа: Задание. Составьте предложения из данных слов: Волейболисты, готовиться, к, соревнованию. Чемпионы, прийти, в, бассейн, на, тренировку.
Четверостишие письмо по памяти: Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Я на нем, как на родном
Разговаривать привык!
«Ох уж эти чередования!» На слайде записаны слова:
Нога – но..ка, хотеть – хо..у, внук – вну….ка
Флаг — фла…ок, бежать – бе..у, книжка – кни..а, бык – бы..ок,
Скакать -………….., друг -……….
«Таинственные сочетания» на слайде записаны слова. Задание вставьте в слова сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Ма..на, малы…, …раф, …шка, ро…, …лок, малы…, эта…, да…, …втсво, в ча…. Итог урока: Выставление и комментарий оценок.
Домашнее задание
«Повторение Сложносочиненных и сложноподчиненных предложений»