Басы » Баяндамалар » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
 
Макарова В.В., преподаватель специальных дисциплин английского цикла
Мангистауский гуманитарный колледж,  г. Актау

                    Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональную компетентность учащихся.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность.
Практика показывает, что ИКТ имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей каждого обучающегося, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося,  интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.
Что же такое ИКТ и средства Интернет. Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера

интерактивные доски,

электронные энциклопедии и справочники,

программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

DVD и CD диски с иллюстрациями,

видео и аудиотехника,

интерактивные карты и атласы,

интерактивные конференции и конкурсы,

материалы для дистанционного обучения,

научно-исследовательские работы и проекты.

дистанционное обучение.
Как видно из приведённого определения компетенция должна отвечать, во-первых, индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты. И, в – третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволяет оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
— создавать компьютерные модели конспекта урока;
— максимально целесообразно располагать материал;
— обеспечивать основной материал дополнительной  информацией;
— подбирать и систематизировать материал с учётом особенностей группы и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
— экономить время;
— красочно оформлять материал;
— повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
— оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействую на различные анализаторы;
— индивидуализировать обучение;
— концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
— в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
— самостоятельно использовать учебный материал учащимися.
Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи.
В практике преподавания производственного обучения мною применяются различные формы информационного сопровождения:
— презентации практически по всем темам;
— тестовые задания;
— ребусы, загадки, кроссворды и т.д.
Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании студентов изучать данный раздел.
Особого внимания уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей.
На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у обучающихся в виде «бумажной копии» (печатный вариант).
Проектная деятельность обучающихся.
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, с применением  изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися группы в виде PowerPoint  презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно  анализируется и рецензируется  результаты  их выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально
Компьютерная техника успешно применяется как средство контроля усвоения знаний учащихся. Закончив изучение нового раздела, мною составляются тестовые задания, которые студенты выполняют на компьютерах. Это мне позволяет лучше проконтролировать уровень усвоения нового раздела и так же подготовить студентов к независимому республиканскому тестированию.
Информационные технологии  значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ.  Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокий уровень владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях принимают образовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.
Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетентности учащихся.

 
Использованная литература:
1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка// АЯШ. – 2008. — № 3 (23).
2. Головко Е. А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2010. — № 8.
3. Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2009. — № 4.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. –  №2, 3.
5. Пассов Е. И. Классификация упражнений при обучении говорению// Иностранные языки в школе. – 1977. — № 5.

  •  [bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *