Басы » Бала бақша » Развитие мышления по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления»

Развитие мышления по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления»

6 shМетодист детского сада

с. Актогай детский сад «Акбота» 

Бардакова Надежда Николаевна

доклад на тему: Развитие мышления по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления»

С. Актогай 2014г.
Автор метода: Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.
Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Суть метода
Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
План действий
1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
2. После этого использовать определенные «режимы мышления» для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя «шляпу», чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.
Особенности метода
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп — это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.
Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее — не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.
Правила использования шляп
1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) — это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода
• Наглядность, простота освоения и применения.
• Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
• Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода
• Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
• Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Организация занятий познавательного цикла в группах детей старшего дошкольного возраста
по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Это особая форма проведения занятий (в противовес школьно – урочной) – совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, в наибольшей мере способствующая развитию дошкольников.
Методика Э. Боно «Шесть шляп мышления» направлена на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования у детей 5-7 лет системного видения мира.
Эдвард де Боно – известный специалист в области психологии творческого мышления. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, Э.Д.Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.
Почему именно шляпы? Э.Д. Боно подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает на социальную роль, которую играет в данный момент человек. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем – то фундаментальным. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы – это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать: «Он мыслитель в зеленой шляпе» или «Он использует только красную шляпу».
Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: «Я мыслитель в черной шляпе». Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления. Один из самых ограничивающих факторов мышления – это чрезмерное участие в нем наших эго. Наше эго прикипает к идее или аргументу. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию. Метод шести шляп как ролевая игра позволяет отстранить свое эго от мышления. «Мое мышление в черной (желтой, зеленой и т.д.) шляпе говорит о том, что…». Именно так метод шести шляп и удаляет эго из процесса мышления.
Эдвард де Боно отмечает, что «Все шесть шляп представляют ценные типы мышления. Считать, что одна шляпа хуже других – значит сводить полезность системы на нет».
Шесть цветов, шесть шляп.
Метод шести шляп мышления делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Чтобы использовать шесть шляп мышления с детьми дошкольного возраста, во–первых (на начальном этапе) задавайте детям вопросы, использующие «язык шляп». Это послужит введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и так далее). Позже, когда будет происходить непосредственно обучение, слова и фразы, связанные с этим методом, будут им знакомы.
Примеры шляпных вопросов:
«Как вам понравилась наша экскурсия» (красная шляпа);
«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной» (белая шляпа);
«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);
«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный
сундук в наше время?» (зеленая шляпа) и т.п.,
во-вторых научите детей отличать вопросы от утверждений. Удобнее всего это делать на занятиях, посвященных рассматриванию картин, когда ответом на вопрос: Что изображено на картине? является утверждение, в третьих
записывайте ответы детей на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу. Например, использовать синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы по оригами. Это поможет детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом.
Укрепляйте навыки распознавания цветов, поскольку они играют центральную роль в использовании шести шляп мышления.

Развитие мышления по методике Э.де Боно «Шесть шляп мышления»
Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.
Использование современных методик и технологий повышает творческий потенциал ребенка. И чем раньше начинается обучение, тем более высокий результат достигается.
Среди большого количества технологий и методик, мы выбрали методику английского ученого «Шесть шляп мышления». Убедились в ее уникальности и простоте. Э.де Боно считает, что научить детей думать – это, возможно самое главное, что мы можем сделать для детей. Когда дети вырастут, будут жить в сложном мире. Знаний, образования и профессиональных умений им будет не достаточно. Они должны будут обдумывать вопросы, и принимать решения на деловом, профессиональном уровне и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Э.де Боно говорит о том, чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением.
Мы понимали, что использование методики «Шесть шляп мышления» позволит воспитателям легко перейти на личностно – ориентированную модель обучения, видеть в ребенке полноправного партнера в педагогическом процессе, основанном на принципе сотрудничества. Так же использование методики позволяет создать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым важные черты личности ребенка.
Для реализации методики требовалось пособие, которое и разработали наши педагоги: воспитатель Абакумова С.С. и старший воспитатель Прохорова Г.В. В предлагаемых авторами занятиях по ознакомлению детей с методикой «Шесть шляп мышления», предусмотрено и активно используется большое количество вспомогательных материалов (шляпы, костюмы, игрушки, различные карточки), что делает занятия более яркими, запоминающими и понятными детям. Использование картинок, рисунков является идеальным средством для тренировок мышления путем обсуждения детьми и воспитателями каких – либо проблем. На пособие дано заключение сертифицированного тренера мышления де Боно С.А.Калашниковой.
Опыт внедрения в образовательный процесс методики Э.де Боно стал использоваться более широко в дошкольном учреждении. Узкие специалисты поняли, что данная методика легко и с большим интересом воспринимается детьми. Творческие педагоги всегда любят экспериментировать и методика «Шесть шляп мышления» уже применяется на музыкальных занятиях, логопедических, рисовании, лепке. Ведь на каждом занятии, благодаря методике, создается творческая атмосфера, где нет малоактивных детей, все дети становятся заметными, появляется чувство уверенности.

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *