Бергарина Гулмиражан Алипкалиевна
Тема урока: Имя прилагательное.
Цели урока: 1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном, обеспечить усвоение темы,
умение находить в текстах имена прилагательные.
2. Развивающая: развитие памяти, речи, мышления.
3. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, привитие любви к
искусству, умение работать в коллективе.
Лексическая тема: Что мы знаем об искусстве?
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска: показ слайдов с таблицами, с заданиями, с иллюстрациями;
учебник «Русский язык» 5 кл.
Ход урока:
I. Организационный момент: психологическая установка, тема, цели урока.
— Дети, вам тепло? Да!
— В классе светло? Да!
— Прозвенел уже звонок? Да!
— Хотите учиться? Да!
— Значит можно всем садиться! -Сегодня мы с вами отправимся в туристическую поездку. Мы посетим несколько стран. А в этих странах нас будут встречать персонажи из ваших любимых мультфильмов. Чтобы отправиться на нашу поездку, вы должны купить билеты, ответив на вопросы Незнайки. ІІ. Опрос домашнего задания / повторение все об имени существительном/
1. Переведите на русский язык эти словосочетания:
Мейрімді дос – добрый друг
Қызықты кітап – интересная книга
Көк аспан – синее небо
2.Укажите существительные в словосочетаниях?
(друг, книга, небо) 3. Что такое имя существительное?
4. Какие имена существительные называются собственными? Какие нарицательными?
Приведи примеры.
5. На какие вопросы отвечают одушевленные, неодушевленные существительные?
6. Как изменяются имена существительные?
7. Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи с вопросами.
ІІІ. Обьяснение новой темы
— Молодцы, ребята! Мы повторили тему «Имя существительное» , ответив на вопросы,достали билеты из билетной кассы.Добрый путь в страну Имя прилагательное.
Первая остановка страна «Правил», где нас встречает Карлсон.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
Имя прилагательное изменяется по родам, по числам и по падежам.
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, т.е. стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.
Окончания прилагательных:
Мужской род Женский род Средний род
Какой? Какая? Какое?
— ый, — ая, — ое
— ий, — яя — ее
— ой
интересный интересная интересное
Изменение прилагательных по числам:
Единственное число: Множественное число:
Интересные книги Интересная книга
белый снег белые вершины
яркий цвет яркие цвета 1 текст. Наступила зима. Выпал снег. Вчера был мороз, а сегодня светит солнце.
2 текст. Наступила холодная зима. Выпал белый, пушистый снег.Вчера был сильный мороз, а сегодня светит яркое солнце. — Как вы думаете, а почему вам понравился 2-ой текст? Какие слова появились в 2-м тексте? Назовите их. (холодная, белый, пушистый, сильный, яркое).
Вот эти слова, которые вы назвали называются именами прилагательными.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной, вот почему вам понравился второй текст.
ІV. Работа с текстом. Упражнение 1 «Что такое искусство?» стр. 126
А теперь мы с вами отправимся в страну «Искусств», здесь нас встречает Буратино.
а) — Перед прочтением текста обратите внимание на данный кластер.
живопись музыка
скульптура кино
архитектура театр
литература
— Итак, ребята, по этому кластеру вы узнали, что искусство — это музыка, кино, театр, живопись, скульптура, архитектура. (Здесь следует учителю объяснить по картинкам значение слов: живопись, скульптура, архитектура).
б) чтение текста
У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела, например, искусство шить. Само дело, требующее такого умения, тоже называют искусством, например, военное искусство.
Но чаще всего слово искусство мы употребляем в значении «художественное творчество» — создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.
Искусство очень обширно. Оно включает в себя литературу (искусство слова) и музыку (искусство звука), архитектуру (искусство строить и украшать здания), искусство изобразительное, театральное и киноискусство.
(Детская энциклопедия)
б) словарная работа
Искусство — өнер
Оригинального — өзіндік
Обширно – кең, көлемді
Мастерство — шеберлік
в) задание к тексту:
1.Выписать существительное искусство в сочетании с прилагательными, определите род и число
(военное искусство, изобразительное, театральное – средний род, единственное число)
2. Назовите известных мастеров искусств Казахстана (театра, музыки, кино).
(А.Ашимов – актер, С.Рахмедова – балерина, А.Жорабаева – певица, Б.Аюханов — балетмейстр и др.)
V. Самостоятельная работа
Следующая страна «Загадок», встречают нас герои мультфильмов Винни-Пух, Шрек и Белоснежка.
І задание
Напишите прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных, укажите род, число.
Музыкальный (школа, вечер, произведение).
Художественный (гимназия, фильм, произведение).
Театральный (сезон, пора, искусство).
ІІ задание
К данным прилагательным поберите антонимы: большой, черная, доброе, глупый, веселое.
(маленький, белая, злое, умный, грустное)
ІІІ задание
Опишите какими бывают эти животные?
Волк — (хищный, серый, жадный)
Лиса — (рыжая, хитрая, ловкая)
Заяц — (косой, длинноухий, трусливый)
Медведь — (большой, бурый, косолапый)
Упр.302 Отгадать загадку (зима, весна, лето, осень — четыре художника).
VI.Физкультминутка
Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, при¬седают девочки, на настроение — мальчики. Руки перед собой.
Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.
VІІ. Закрепление.
Страна «Чудес», гидами являются герои из мультфильма «Ну, погоди!»
1. Творческая работа. Игра «Измени число».
Ед.ч. Мн.ч.
интересный — …
жаркий — …
холодный — …
зимний — …
морозный — …
красный — …
летний — …
2.Подобрать существительные к данным прилагательным
VІІІ. Итоги урока. Знаем все.
О чем мы с вами говорили на уроке? Какие страны посетили? Так что же такое имя прилагательное?
— Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Прилагательных. Вам понравилась наша поездка?
Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Желаю вам удачи. Спасибо.
ІХ. Домашнее задание.Написать эссе «Мое любимое искусство»
Х. Комментирование и проставление оценок.