Мангистауский гуманитарный колледж
Тренинг «Остров Радости и Успеха»
Учебная группа: ШБ -41.
Педагог – психолог: Мусрепова Х.К.
Цель: создание условий для повышения мотивации успешности подростков.
Задачи:
-способствовать формированию навыков конструктивного общения;
-создать условия для оценки успешности своей деятельности;
-отработать навыки успешного поведения;
Оборудование: муз. сопровождение, карта «Острова», маркеры, цветные карточки, карандаши, карточки с правилами, карточки к игре «Качества», сердце, сердечки, пожелания, шкатулка, конверт, аксессуары, лист А3 и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово (муз.сопровождение)
Добрый день, друзья!
Сегодня я хотели бы провести для вас тренинг. У вас, несомненно, есть много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверью этого кабинета, и вместе постараемся отдохнуть.
В этот замечательный день приглашаю вас побывать на острове Радости и успеха.
Цель нашего путешествия:
— путешествуя по островам, мы вспомним, как нужно уметь управлять своими чувствами и эмоциями , будем оценивать свои поступки и действия и при этом создавать ситуации успеха.
Мы начинаем наше путешествие, и я попрошу экипаж занять место на корабле. Прежде чем отправиться в плавание мы должны создать дружную, сплоченную команду, которая будет стремиться достичь гармонии во всем и получить от выполненных заданий радость и успех. И я предлагаю вам поприветствовать членов экипажа. Итак начнем.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: эмоциональный настрой на работу.
—Я рада вас (тебя) видеть…
— Очень приятно, что умеете вы приветствовать друг друга. Для того чтобы наше путешествие было удачным, нам необходимо обсудить и принять правила, по которым будет работать наш экипаж во время плавания.
2. Упражнение «Законы экипажа»
Цель: разработка правил работы в группе.
Любое путешествие будет удачным, если каждый участник будет соблюдать законы экипажа. Так как мы – один экипаж, нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом. Для этого я составила законы для нашего путешествия, но когда я к вам шла, они рассыпались. Я хотела бы попросить вас помочь мне их собрать. Для этого вам нужно соединить половинки правил, которые находятся на доске.
Правила:
Каждый из нас имеет возможность высказаться.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Один говорит, другие слушают.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Прежде чем отправиться в путешествие, нам хотелось бы узнать, что для каждого члена экипажа является радостью, а что успехом.
3. Упражнение «Закончите предложение…»
Цель: оценить свои чувства.
— закончите предложения, говорим «по цепочке».
Я радуюсь, когда…
Быть успешным, значит…
— Наше плавание начинается…и цель путешествия – остров «Радости и Успеха». А сейчас я предлагаю на мгновение закрыть глаза, (участникам взяться за руки) представить, что мы отплываем в путешествие, и на нашем пути — первый причал —островок «Мечты».
Все мы хотим добиться успеха, но каждый из нас выбирает свой путь для его достижения, потому что каждый из нас имеет одни качества, которых нет у других, и наоборот.
4. Упражнение «Выбор качеств». Ребята, Вы знаете, что у каждого человека есть положительные и отрицательные качества характера.
У меня в руках конверт с карточками, на которых написаны качества черт характера личности. Вам необходимо выбрать, какие качества личности могут помешать добиться успеха, а какие бы вы взяли с собой на остров «Радости и успеха».
У доски участники по очереди выбирают:
Агрессивность
Аккуратность
Бережливость
Вежливость
Выдержка
Ворчливость
Доброта
Жадность
Капризность
Лживость
Ленивость
Любознательность
Смелость
Храбрость
Честность
Шутливость
Небрежность
Грубость
Неряшливость
Неуверенность в себе
— Скажите, пожалуйста, а чем мешает такое качество, как, например, неуверенность в себе, ворчливость и т.д.
— Хорошо, спасибо, с данным заданием вы справились замечательно. Мы продолжаем наше плавание и следующий причал — островок «Надежды».
5. Упражнение «Качества личности»
Цель: умение находить правильные ответы.
— Вам необходимо выбрать правильные ответы и прикрепить к вопросам:
«Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле». (Терпеливый)
«Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова». (Ласковый)
«Человек, неспособный к низким, дурным поступкам» (Порядочный)
« Человек, который всегда действует честно, по правилам». (Справедливый)
«Человек, любящий трудиться». (Трудолюбивый)
«Человек, всегда готовый помочь». (Отзывчивый)
«Человек, который знает свои недостатки». (Самокритичный)
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный)
«Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый)
Поработав и выполнив ряд заданий, мы с вами к острову «Чувств».
6. Упражнение «Островок чувств». Игра « Актерское мастерство», принимают участие 9 человек.
Цель: уточнение собственных чувств и эмоций.
Актеры по очереди подходят к своему столу и вытягивают цветную полоску, на которой написаны идеи движений.
Тебе грустно, твой друг уехал.
Учитель пришел на урок за 10 минут до окончания урока.
Тебе несправедливо выставили отметку.
Чувствуешь радость от приятной встречи.
Ты влюбился.
Учитель пришел в школу не готовым к проведению урока.
Плохое поведение в школе.
Рад встрече друзей.
Учитель обнаружил на стуле кнопку.
— Выразите эти идеи танцем или танцевальными движениями, мимикой лица, при этом используйте любые аксессуары: шляпа, очки, губная помада, бусы и др.
— Как чувствовали себя при выполнении данного упражнения?
7. Беседа «Эмоции в жизни человека»
Упражнения, которые мы с вами выполняем, говорят нам об эмоциях.
А как вы считаете, что такое эмоции?
Эмоции – это выражение состояния, настроения…
— Как вы думаете, всегда ли можно выражать свои эмоции?
— Назовите ситуации, когда вы считаете неуместным проявление своей радости.
(Болезнь друга – забота, сопереживание; неудача в учебе у друга – помощь; упал на улице или стало плохо после прививки – оказать помощь, поддержать)
— Назовите эмоции, которые могут возникнуть в данной ситуации, и объясните.
— Вы гость – на вас случайно падает кусочек торта, проливается горячий чай…
— Вы ждете автобус – проезжающая машина забрызгала ваши джинсы и куртку…
— Вы ждете хороших результатов от контрольной работы, но получаете «2»
— Педагог, проведя контрольную работу, обнаружил, что класс не усвоил данную тему, и все получили двойки.
— Придя на урок, учитель обнаружил отсутствие класса.
— Дискотека – вам хочется надеть что-то новое, но вещи в вашем гардеробе вас не радуют!
— Вы правильно определили характер эмоционального реагирования, но не смогли совладать с возникшими чувствами. Именно умение управлять своими эмоциями характерно для человека сильной воли, выдержанного, уравновешенного. Такой человек всеми любим и всем приятен. Может ли человек быть радостным, не добившись успехов? Что, по-вашему, означает успех?
Успех – это результат каких-то действий. Чем больше успех, тем больше радости. Успех вызывает радость. Радость – это состояние души.
-Я предлагаю прочитать мудрое изречение Иоганна Гете « Учитесь честно достигать успеха и привлекать благодаря уму». Объясните смысл мудрого изречения.
8. Релаксация «Пять этажей»
— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Представьте себе, что вы стоите перед дверью лифта. Вы нажимаете на кнопку и вызываете лифт. Дверь открывается, и вы в него заходите. Рядом с кнопками вы обнаруживаете пять табличек.
На первой из них написано «Классная комната»;
На второй – «Чудесное спокойное место»;
На третьей – «Бухта радости»;
На четвертой — «Потрясающее приключение»;
На пятой — «Встреча с другом, которого вы давно не видели».
-Выберите этаж, на который вам больше всего хочется попасть, и нажмите кнопку. Следите за тем, как медленно закрываются двери лифта, постарайтесь ощутить, как лифт медленно едет к выбранному вами этажу. Вот вы и приехали, дверь медленно открывается… Делайте то, что вам хочется делать. У вас есть около минуты, но в вашем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше впечатлений, и вы многое сможете почувствовать…
Теперь пришло время возвращаться на первый этаж, в «Классную комнату»…
Зайдите в кабину, нажмите кнопку, смотрите, как закрывается дверь, почувствуйте, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверь откроется, откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь. И вот вы снова бодрые и веселые.
— Как чувствуете себя после такого путешествия? На каком этаже вам больше всего захотелось побыть и почему? Отправляемся дальше. Мы попали на остров «Радости и успеха»
9. Упражнение «Рисунок радости»
Цель: эмоциональное сближение участников группы.
-Используя карандаши, нарисуем все вместе картину радости. Один участник начинает, второй продолжает, а по окончанию дадим ей название.
— Как себя чувствовали, и было ли желание выполнять данное задание?
10. Упражнение «Ленточка радости»
Цель: эмоционально сблизить участников тренинга.
– Вот и подходит к концу наше путешествие, и хотелось бы узнать, с каким настроением вы покидаете наш остров.
11. Упражнение «Сердце»
Цель: повышение самооценки, привитие чувства ответственности.
— Возьмите сердечко и напишите на них свое отношение к занятию или нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.
После выполнения прикрепите сердечки к рисунку большого сердца. Посмотрите, какое сердце, такое сердце хранит все прекрасное и чудесное. Я очень рада, что вы покидаете наш остров с хорошим настроением.
Ведь улыбка — самый короткий путь к счастью, а, значит, к успеху.
Рефлексия.
—У меня в руках шкатулка – счастья. Я буду подходить к каждому, а вы берите себе любое пожелание, и надеюсь, что данное желание исполнится.
1. К лазурным солнечным лучам
Ведёт дорога всех,
Будь в жизни честен, смел и прям
И ждёт тебя успех
2. Надежды солнечную нить
На счастье люди ткут,
Сумеешь лучик сохранить
Удачи дни придут.
3. Добро безмерно, как вода
Без донного колодца.
Будь доброй к людям, и всегда
Добро к тебе вернётся.
4. Начнёшь с горою говорить-
Услышишь только эхо,
Не поленишься злак зарыть –
Пожнёшь зерно успеха.
5. Хватайся за каждое дело,
Чтоб сердце от радости пело!
Отзывчивым будь и спокойным,
Надёжным и дружбы достойным.
6. Взглядом трезвым и разумным
Посмотри на этот мир.
Всё увидишь по –другому,
Жизнь по- новому поймёшь.
Мир подобен океану,
Строй из добрых дел ладью,
И тогда его спокойно и легко переплывёшь.
7. Честолюбцем, к главенству способным не будь.
Будь бальзамом, а жалу подобным не будь.
Коль не хочешь, чтоб в жизни тебя обижали,
Не внушай ты дурного и злобным не будь.
8. Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер,
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
9. В мире нашем тень и солнце,
Смех и слезы у людей.
Пусть же жизнь вам улыбнется,
И судьба пусть повернется
Светлой стороной своей!
10. Пожеланий моих не счесть,
Так зачем же делить их на части?
Если все они, сколько ни есть,
Заключаются в слове <счастье>.
11. Желаем просто жить, любя рассвет,
Терпеть невзгоды, Встречать любые непогоды.
Творить добро, не знать «лихое»
И чаще всем прощать плохое
Беречь друзей, ценить подруг
Любить весь мир, что есть вокруг!
12. Пусть будет в жизни все, как прежде:
Любовь, уверенность, надежда,
Движенье к цели и удача.
А сердце — добрым и горячим.
Итог тренинга.
— Благодарю вас за вашу искренность, открытость, за то, что вы уважаете друг друга и дорожите друг другом, за то, что вы были сегодня здесь на встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами! А сейчас я предлагаю вместе спеть песню « Мы желаем счастья».