Басы » Бала бақша » Наш музей

Наш музей

DSC_0226Открытое занятие по казахскому языку

Тема урока: «Наш музей»

 Цель урока: 

Образовательный:  Дать понятие о музее. Познокомить детей с музейными экспонатами. Обогащать словарный запас детей знакомя с новыми словами

 Развивающая: Формировать и развивать эстетическое восприятие детей

Воспитательная: Прививать детям любовь к своей Родине и с почтением относится к своей историй. 

Оборудование: музейные экспонаты, домбыра, сазсырнай, конырау, сылдырмак, туяк, магнитофон.

Вид урока: урок путешествие

Методические  приемы: 1. Беседа с детьми  2. Групповая работа , 3. Игровые моменты

Словарная работа: мұражай-музей, домбыра, сазсырнай, салт.

Мотивационно- побудительный

Действие  педагога                                         Ответы детей

Круг радости                                                   -Сәлеметсіз бе!

-Сәлеметсіңдер ме балалар!                            -Қазір қыс мезгілі

-Қалдарың  қалай?                                          -Қалымыз жақсы, тамаша!

-Қазір қай мезгіл?

 

Сәлем саған жаңа күн!

Сәлем саған, балақай!

Қуанышпен әр таңды,

Қарсы аламыз алақай!

 

-Ребята, где мы сейчас находимся?

Ответы детей: В кабинете казахского языка.

А что находится рядом с кабинетом казахского языка?

Ответы детей: музей?

С кокой целью мы ходим в музей?Для чего нам нужен музей?

Ответы детей:

Учитель:Сегодня мы свами отправимся в путешествие мини- музей народных инструментов.

( Играет сказочная музыка заходит Сиқыршы ханшайым с волшебной палочкой в руке)

Сиқыршы ханшайым:Приветствует и приглашает детей к выставке «Казахских народных инструментов»

-Я слышала что вы собираетесь отправиться в путешествие в «Мини- музей музыкальных инструментов», что бы попасть туда вы должны отгадать мои загадки.

 

 

 

Сиқ. Ханш детям загадывает загадки. Дети отгадывают

Загадки: 1 Очень весело поет,

                    Если дуете внее,

Вы все на ней играете,

И сразу отгодаете.            (сазсырнай)

 

  1. А, всего то две струны,

Всех играю веселю.            (домбыра)

 

Сиқ ханш: Молодцы, отгадали мои загадки, а теперь  открываю вам выставку народных инструментов.

Ширма открывается. Дети радуются.

Учитель: Ребята мы с вами попали в страну музыкальных инструментов.

Ребята какие вы видите инструменты на выставке?

Ответы детей: Дети называют знакомые инструменты.

Учитель: Молодцы, а теперь  познакомися с новыми словами.

(Дети хором и по отдельности повтаряют слова)

Новые слова:

Сылдырмақ

Қоңырау

Шаңқобыз

Асатаяқ

Домбыра

Сазсырнай

Дети садятся на стульчики

Расскажите, что вы знаете об этих инструментах?

 

Дети рассказывают об инструментах

Раушан

Шаң қобыз- один из древних музыкальных  инструментов, имеющий необычное строение. Его звук напоминает человеческий голос.Во время игры исполнитель зубами, языком и правой рукой извлекает мелодию из инструмента. Шанкобыз изготавливается из тонких дощечек

Прослушивание шаңқобыз

 

Инд. Раб.  О каком инструменте нам рассказывала  Раушан?

Из чего изготавливается шанқобыз?

Ответы детей: Шаңқобыз изготавливается из дерева или металла.

 

Қоңырау- музыкальный инструмент. На деревяную основу крепят колокольчики разных размеров. В старину колокольчики использовали пастухи, отпугивая ими волков.

 

Как называется музыкальный инструмент, о котором нам рассказывала Полина? Какие материалы используют для приготовления этого инструмента?

 

Аса таяқ- казахский музыкальный инструмент, существующий с времен далеких предков. Вырезают его из цельного дерева в виде лопаты.

Головка аса таяк расписывается орнаментом, затем к ней крепятся погремушки, издающие спицефические звуки при встряхивании.

Из чего вырезается аса таяқ? С помощю чего инструмент издает звук?

 

 

Домбра – широко распростроненный казахкий народный инструмент, относящися к группе струнных. Вырезается домбра из цельного дерева. Ниболее распрастраненный вид домбры- двух струнная, однако существует несколько разновидностей домбры- это трехструнная домбыра, двухсторонняя, звонкоголосая и с дуплистым грифом

 

Какие произведения можно играть на домбре?

Учитель: А, как можно назвать одним словом домбру, аса таяқ, сазсырнай?

Ответы детей: музыкальные инструменты

 

Саз сырнай- старинный духовой казахский музыкальный инструмент. В 1971г. При раскопках древнего города Отрара был найден «предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам». Это был саз сырнай. Сегодня его тембр- мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства.

Прослушивание мелодии сазсырнай

Учитель: Ребята, а как можно одним словом назвать домбру, сазсырнай, қоңырау, асатаяқ?

Ответ детей: Музыкальные инструменты.

А, сейчас мы с сиқыршы ханшайым предлогаем вам сыйграть музыкальную игру «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Правило игры: Дети отварачиваются в другую сторону. Сиқ ханшайым играет на инструментах , а дети отгадывают.

Сиқ ханш: Ребята вы бы хотели на них поиграть?

Ответы детей: ДА!

Дети в месте с учителем играют мелодию.

Кюй: «Ата толғауы» Автор: Нургиса Тлендиев.

Сиқ ханш: Ребята вы очень умные, отгодали все мои загадки. И очень много знаете об инструментах и в знак благодарности я вам дарю маленькие сувениры.

.

Дети на казахском языке прощаются с Сиқ ханшайым.

 

Учитель: Какие вам  инструменты подарила Сиқ ханш-м?

Ответы детей: Каждый называет свой инструмент.

 

 

Рефлексия: Ребята,  о чем мы сегодня говорили в нашем мини -музее?  Что вы узнали нового об инструментах?

Ответы детей.

Учитель хвалит детей и прощается.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *