Открытое занятие по казахскому языку
Тема урока: «Наш музей»
Цель урока:
Образовательный: Дать понятие о музее. Познокомить детей с музейными экспонатами. Обогащать словарный запас детей знакомя с новыми словами
Развивающая: Формировать и развивать эстетическое восприятие детей
Воспитательная: Прививать детям любовь к своей Родине и с почтением относится к своей историй.
Оборудование: музейные экспонаты, домбыра, сазсырнай, конырау, сылдырмак, туяк, магнитофон.
Вид урока: урок путешествие
Методические приемы: 1. Беседа с детьми 2. Групповая работа , 3. Игровые моменты
Словарная работа: мұражай-музей, домбыра, сазсырнай, салт.
Мотивационно- побудительный
Действие педагога Ответы детей
Круг радости -Сәлеметсіз бе!
-Сәлеметсіңдер ме балалар! -Қазір қыс мезгілі
-Қалдарың қалай? -Қалымыз жақсы, тамаша!
-Қазір қай мезгіл?
Сәлем саған жаңа күн!
Сәлем саған, балақай!
Қуанышпен әр таңды,
Қарсы аламыз алақай!
-Ребята, где мы сейчас находимся?
Ответы детей: В кабинете казахского языка.
А что находится рядом с кабинетом казахского языка?
Ответы детей: музей?
С кокой целью мы ходим в музей?Для чего нам нужен музей?
Ответы детей:
Учитель:Сегодня мы свами отправимся в путешествие мини- музей народных инструментов.
( Играет сказочная музыка заходит Сиқыршы ханшайым с волшебной палочкой в руке)
Сиқыршы ханшайым:Приветствует и приглашает детей к выставке «Казахских народных инструментов»
-Я слышала что вы собираетесь отправиться в путешествие в «Мини- музей музыкальных инструментов», что бы попасть туда вы должны отгадать мои загадки.
Сиқ. Ханш детям загадывает загадки. Дети отгадывают
Загадки: 1 Очень весело поет,
Если дуете внее,
Вы все на ней играете,
И сразу отгодаете. (сазсырнай)
- А, всего то две струны,
Всех играю веселю. (домбыра)
Сиқ ханш: Молодцы, отгадали мои загадки, а теперь открываю вам выставку народных инструментов.
Ширма открывается. Дети радуются.
Учитель: Ребята мы с вами попали в страну музыкальных инструментов.
Ребята какие вы видите инструменты на выставке?
Ответы детей: Дети называют знакомые инструменты.
Учитель: Молодцы, а теперь познакомися с новыми словами.
(Дети хором и по отдельности повтаряют слова)
Новые слова:
Сылдырмақ
Қоңырау
Шаңқобыз
Асатаяқ
Домбыра
Сазсырнай
Дети садятся на стульчики
Расскажите, что вы знаете об этих инструментах?
Дети рассказывают об инструментах
Раушан
Шаң қобыз- один из древних музыкальных инструментов, имеющий необычное строение. Его звук напоминает человеческий голос.Во время игры исполнитель зубами, языком и правой рукой извлекает мелодию из инструмента. Шанкобыз изготавливается из тонких дощечек
Прослушивание шаңқобыз
Инд. Раб. О каком инструменте нам рассказывала Раушан?
Из чего изготавливается шанқобыз?
Ответы детей: Шаңқобыз изготавливается из дерева или металла.
Қоңырау- музыкальный инструмент. На деревяную основу крепят колокольчики разных размеров. В старину колокольчики использовали пастухи, отпугивая ими волков.
Как называется музыкальный инструмент, о котором нам рассказывала Полина? Какие материалы используют для приготовления этого инструмента?
Аса таяқ- казахский музыкальный инструмент, существующий с времен далеких предков. Вырезают его из цельного дерева в виде лопаты.
Головка аса таяк расписывается орнаментом, затем к ней крепятся погремушки, издающие спицефические звуки при встряхивании.
Из чего вырезается аса таяқ? С помощю чего инструмент издает звук?
Домбра – широко распростроненный казахкий народный инструмент, относящися к группе струнных. Вырезается домбра из цельного дерева. Ниболее распрастраненный вид домбры- двух струнная, однако существует несколько разновидностей домбры- это трехструнная домбыра, двухсторонняя, звонкоголосая и с дуплистым грифом
Какие произведения можно играть на домбре?
Учитель: А, как можно назвать одним словом домбру, аса таяқ, сазсырнай?
Ответы детей: музыкальные инструменты
Саз сырнай- старинный духовой казахский музыкальный инструмент. В 1971г. При раскопках древнего города Отрара был найден «предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам». Это был саз сырнай. Сегодня его тембр- мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства.
Прослушивание мелодии сазсырнай
Учитель: Ребята, а как можно одним словом назвать домбру, сазсырнай, қоңырау, асатаяқ?
Ответ детей: Музыкальные инструменты.
А, сейчас мы с сиқыршы ханшайым предлогаем вам сыйграть музыкальную игру «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Правило игры: Дети отварачиваются в другую сторону. Сиқ ханшайым играет на инструментах , а дети отгадывают.
Сиқ ханш: Ребята вы бы хотели на них поиграть?
Ответы детей: ДА!
Дети в месте с учителем играют мелодию.
Кюй: «Ата толғауы» Автор: Нургиса Тлендиев.
Сиқ ханш: Ребята вы очень умные, отгодали все мои загадки. И очень много знаете об инструментах и в знак благодарности я вам дарю маленькие сувениры.
.
Дети на казахском языке прощаются с Сиқ ханшайым.
Учитель: Какие вам инструменты подарила Сиқ ханш-м?
Ответы детей: Каждый называет свой инструмент.
Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили в нашем мини -музее? Что вы узнали нового об инструментах?
Ответы детей.
Учитель хвалит детей и прощается.