Мусрепова Хадича Культасовна
Мангистауская область, город Актау,
педагог – психолог Мангистауского
гуманитарного колледжа
Духовно – нравственное развитие личности студента
Современное общество волнуют вопросы формирования духовно – нравственного развития подрастающего поколения, воспитания нового типа гражданина – истинного патриота, самостоятельно мыслящего, с активной гражданской позицией, обладающего интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека в обществе всегда актуальны. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь в процессе которого человек овладевает правилами и нормами поведения.
Как говорил: Великий поэт, философ Абай:
«К вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены, подлинная красота человека – в его трудолюбии. Лень порождает упрямство, лживость, трусость».
Одной из приоритетных целей современного воспитания и обучения является развитие духовно – нравственной сферы личности человека. Поэтому решая данную задачу необходимо понять, что значит быть духовно – нравственной личностью.
Что подразумевается под понятием духовность? Духовность — это устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и , прежде всего, самого себя – в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на « Извечные вопросы бытия» — об устройстве мира, истине, о добре и зле.
Духовность – это весьма сложное качество человека: одни связывают ее с верой, религиозностью, другие считают, что духовность может быть светской, атеистической. Если рассматривать это понятие в свете сформированности нравственных качеств личности, то, на мой взгляд, духовность – это высшее их проявление. Духовность и нравственность — это компоненты социализации человека, превращающие индивид в личность, обогащающие личность правилами взаимодействия с людьми, опытом цивилизованной жизни. Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно – нравственной культуры молодого поколения возлагается обществом на общеобразовательную школу, средне – профессиональные образовательные учреждения и семью при доминирующей роли первой и второй из них. Если говорить о роли средних – технических профессиональных заведений, то в качестве положительного примера я хотела бы поделиться опытом работы нашего колледжа.
Мангистауский гуманитарный колледж начал свою историю с апреля 1983 года. За это время подготовлено и выпущено немалое количество специалистов, которые успешно трудятся не только в нашей области, но и за пределами Республики, а также и за рубежом. Для студентов в колледже создаются все условия для успешного обучения и воспитания. Учитывая личностные качества студентов, их индивидуальные, творческие способности и интересы, преподаватели совместно со студентами проводят внеучебные мероприятия, способствующие развитию духовно – нравственных качеств личности .
В колледже студентам есть, чем заняться в свободное время: работают кружки и проводятся факультативные занятия такие как: « Язык ключ к знаниям», музыкальный салон « Музыкальный ринг», « На пути к искусству», « Увлекательная грамматика», кружок « Дебатный клуб». Полученные знания и навыки в результате посещения таких занятий ребята используют в повседневной жизни и на практике в детском саду и школе. С большим интересом занимаются студенты в спортивных секциях по волейболу и баскетболу. Наши студенты занимают призовые места в спортивных соревнованиях не только по городу, но и Республике и области.
Ярким событием в культурной жизни колледжа являются проведение внеучебных мероприятии таких как: «Толерантность в межнациональном этносе», « Молодежь и наука», студенческая научно – практическая конференция, организатором которых является заместитель директора по учебно – методической работе Кайболдиева Нургуль Жумагельдиевна. Мероприятия, посвященные ко дню Независимости республики
« Наши достижения за годы Независимости», праздник, посвященный ко дню Учителя, интегрированные уроки самопознания с другими предметами на темы: «Добра, Любви, доброты и милосердия».
Теплая и дружеская обстановка, царящая в учебных аудиториях позволяет студентам раскрыть глубже свой творческий и духовный мир. Способствует воспитанию духовно – нравственных ценностей.
Цель этих мероприятии — сформировать межкультурное взаимопонимание как основу духовности и нравственности.
Духовно – нравственное становление личности студента, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий, но и хорошо поставленная и организованная учебно — воспитательная работа учебного заведения.