ЮКО, Мактаральский район, п. Асыката
Коммунальное государственное учреждение
“Школа — гимназия “Женис”
Учитель: Утегенова Эльвира Арипбековна
Основы грамоты и письма.
Тема урока: «Буква Р р».
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить графический образ букв.
- Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха.
- Прививать интерес к уроку.
- Ознакомить со сказкой «Золотая рыбка».
Наглядности: картинки, рисунки, игрушки.
Ход урока.
І. Орг. момент.
ІІ. Повторение пройденного.
- Загадка.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, точилку, резину, скрепки, кнопки
Что угодно для души. (Пенал)
— На какую букву пахож турник ? ( П )
— Правильно, на букву П.
— Ребята, с какими буквами и звуками вы познакомились на прошлом уроке? ( Ответы детей).
Назвать слова на букву П.
Павлин, пингвин, папка, парта, пенал, петух, паук.
ІІІ. Новая тема.
Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг.
Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить
букву?
(Дети прорисовывают букву в воздухе)
- Фонетическая зарядка
Едет мотоцикл… (дрр)
Вороны кричат… (карр)
Собаки рычат … (ррр)
— Какой звук слышится на конце ? ( Р )
— С каким звуком мы сегодня будем работать? ( Р р)
— Сегодня мы познакомимся с новой буквой Р, а сейчас воспроизведём слоговые ряды:
ра – ро – ру – ры
- Дайте характеристику букве Р. (Согласный).
- Где слышим звуки Р в словах? Хлопайте в ладоши , если звук [р’] в словах.
Рис, яхта, рысь, стрекоза, юла, река, Марат, Нина, Рита, парта, рыба, рука.
ІІІ. Письмо буквы Р.
- Объяснение написания элементов буквы Р, р и самой буквы:
Букву Р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.
- Самостоятельная работа. (раскраска)
Чтение с доски:
ар – ра Ки — ра
ор – ро Ла – ра
ыр – ры И — ра
ур – ру
ІV. Физкультминутка.
Зайцы бегали в лесу
Повстречали там лису.
Прыг – ског, прыг – ског
Убежали под кусток.
(Дети имитируют движения)
Работа по развитию речи.
Составление рассказа к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Что изображено на рисунке? (Море, дерево, избушка,
деревянное корыто )
- Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку).
- Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза, молния, тучи, волны на море).
Игра : «Кто быстрее»
Называть слова с новой буквой быстро и правильно.
Обобщение.
Итоги урока.
Что на уроке было самое интересное?
Что вам запомнилось?
Что было самым сложным на уроке?
Домашнее задание.
Выучить стишок на б укву Р.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.